Индийское общество четко разделено на варны
или касты. "Чистых" варн четыре: брахманы, кшатрии, вайшью и шудры. Брахманы
- это ученые, подвижники, жрецы. Кшатрии - воины, управляющие, цари. Вайшью
- ремесленники, торговцы, земледельцы, а также "служащие", продающие свой
труд за деньги - лекари, артисты и другие. |
Изначально принадлежность к той или иной варне
определялась по способностям. Учитель-брахман изучал поведение ребенка,
просматривал его прошлые рождения. Затем дети подразделялись на варны и
продолжали уже особое для каждой касты обучение. |
В дальнейшем, при смене юг, было закреплено
наследственное разделение на касты, что не всегда соответствовало
действительности. |
Ведь варна человека зависит прежде всего от его
духовного развития, от того, какой отрезок эволюции пройден в предыдущих
воплощениях. В большой степени об этом можно судить по тому, к чему
стремиться человек. |
Главное устремление на стадии шудры - КАМА. Это
удовольствия, приятные переживания, доставляемые органами чувств. |
Для вайшью основной жизненный стимул - АРТХА, или
стремление к богатству, к собственности, к накопительству. Ради этого вайшью
могут жертвовать чувственными удовольствиями. |
Для кшатрия главное - ДХАРМА, выполнение долга. При этом
у царей существуют одни обязанности, у руководителей и военных разных рангов
- другие. |
Каждый кшатрий добивается могущества, процветания, более
того, им это предписывает закон: "плох тот солдат, который не стремится
стать генералом". Но при этом поступки кшатрия определяются соблюдаемой
Дхармой. |
Наконец, смысл жизни брахманов - МОКША, или
освобождение. Каждая последующая ступень включает в себя весь опыт,
накопленный ранее, поэтому кшатрию, например, не сложно овладевать ремеслами
(стадия вайшью), но задачу свою кшатрии видят в другом. |
А вот шудре научиться новому ремеслу затруднительно,
шудры не любят и не умеют прикладывать усилия. Впрочем, и люди более высоких
каст могут на какое-то время опуститься на уровень шудры, если они не
выполняют своего предназначения, не используют своих возможностей. Но при
этом, в отличие от настоящих шудр, они никогда не достигнут удовлетворения,
и пока они не возьмутся за настоящее дело, их будет грызть червячок
недовольства собой. А шудра поел, прилег - ему хорошо, больше ничего не
надо. Но если он пересилит себя, выучиться, то станет вайшью. А потом, может
быть, и кшатрием. |
Силой йоги за одну жизнь можно пройти весь эволюционный
путь от шудры до брахмана и достичь мокши. Это очень трудно, но такая
возможность существует. |
Традиционно в индийском обществе представители каждой
касты занимались своим делом, не мешая другим. Например, все сражения между
княжествами проходили в поле, при этом ни одна из сторон не трогала ни
посевов, ни селений - вайшью и шудры всегда жили в состоянии мира. |
Однако такая идиллия была нарушена, когда закрепили
наследственную принадлежность к одной из каст. И, конечно, вайшью,
родившийся в семье брахманов, будет страдать от алчности, несмотря на
воспитание, если не превзойдет свой недостаток. А кшатрий или брахман,
родившийся в семье шудр, никогда не смириться с подобным положением, а будет
усиленно "выби- ваться в люди". |
За отмену наследования варн выступали Будда и многие
другие учителя, понимавшие истинное положение вещей. |
Традиционно только трем высшим кастам разрешалось
заниматься йогой. Представителей этих каст называли также
"дважды-рожденными", считая вторым рождением возможность изучать Веды (то
есть приобщение к знаниям). |