Индуистская мифология - комплекс
мифологических представлений, образов и сюжетов различного происхождения,
объединённых в религиозной системе индуизма, сменившей к концу 1 тыс. до
н.э. в Индии древнюю религию ведийского брахманизма. Оттеснённая в
предшествующую эпоху с господствующих позиций реформаторскими движениями
буддизма и джайнизма, брахманистская религия возрождается в новых
исторических условиях в форме индуизма, вбирая в себя и ассимилируя многие
народные верования и культы, ранее остававшиеся за пределами ортодоксальной
ритуально-мифологической системы. |
Ранний этап становления Индуистской
мифологии отражён в эпосах "Махабхарата" и "Рамаяна" (т.н. "эпическая
мифология"), развитая Индуистская мифология - в пуранах,
религиозно-космогонических поэмах нач. 1 - сер. 2-го тыс. н.э., а также в
санскритской классической литературе и средневековых литературах на
новоиндийских языках. |
Уже в поздневедийской литературе образы
богов, занимавших главенствующее положение в пантеоне древних ариев,
отступают на второй план. В роли верховного божества в поздневедийский
период всё чаще выступает Праджапати, бог-творец и бог-отец; к началу
эпического периода его сменяет Брахма, в известной мере, как полагают, под
влиянием философской поэзии упанишад (7-6 вв. до н.э.), где Брахма выступает
как персонификация высшего объективного начала - брахмана. |
В эпосе отождествление Брахмы с брахманом
не играет главной роли в его характеристике; образ Брахмы связывается прежде
всего с космогоническим мифом, различные версии которого отражают как
чрезвычайно архаические представления, так и относительно поздние
философские спекуляции. Одной из наиболее распространённых остаётся
восходящая к ведам версия происхождения мира из космического яйца,
порождённого силой тепла в первозданных водах. В нём рождается демиург
Брахма, который творит вселенную из материалов этого яйца. В эпосе вселенная
постоянно обозначается как трилока ("три мира") - небо, земля и подземный
мир. Позднее представление о строении вселенной - "яйца Бразмы" (брахманда)
- значительно усложняется. Сотворив вселенную, Брахма утверждает землю среди
вод и звёзды на небе, определяет течение времени, создаёт смерть для
спасения земли от перенаселения и т.д. Богам, своим потомкам, он отдаёт во
владение отдельные сферы мироздания, учреждает основные социальные и
политические институты, устанавливает на земле дхарму - священный закон,
религиозные обряды и обычаи, сословное деление общества и права и
обязанности четырёх варн (сословий), институт брака и т.д. Особенно
подчёркивается в эпосе роль Брахмы в утверждении царской власти на небесах
(где он ставит Индру царём над богами) и на земле. Но и Брахма,
первоначально выступающий как "самосущий" (сваямбху), в последствии
утрачивает своё превосходство и вневременную позицию. В эпосе во главе
пантеона наряду с Брахмой становятся Вишну и Шива. Боги же, занимавшие
главные места в ведийском пантеоне, переходят на следующую (ниже) ступень
иерархии, где составляют группу локапалов, хранителей мира, каждый их
которых владеет одной из стран света [Индра, Агни (позднее его место
занимает Кубера), Варуна, Яма]. Сохраняется древняя функция Индры -
громовержца и подателя дождя, и в ещё большей мере его военная функция: он
предводительствует богами в небесных битвах, он же -покровитель сословий
кшатриев (воинской аристократии) на земле. Ведийский Варуна превращается во
второстепенное божество вод. Напротив большее значение приобретает Яма,
который становится божеством смерти. Яма - властитель "предков" (питаров),
т.е. теней усопших. Позднее развивается представление о расположенных
глубоко под землёй бесчисленных адах (нарака), которыми владеет Яма. Новое
божество в пантеоне - Кубера, бог богатства и повелитель якшей, стерегущих
сокровища. Кубера традиционно рассматривается как человек, возведённый в
ранг божества. Позднее в группу локапалов включаются еще четыре божества:
Агни, Сурья, Сома и Ваю. Не входят в группу локапалов, но остаются в
пантеоне такие ведийские божества как Ашвины, Сарасвати, Тваштар, более
известный в эпосе под именем Вишвакарман. |
Общее число богов и границы, отделяющие их
от других мифологических классов, в эпической мифологии так же неопределённы
и зыбки, как и в ведийской. Сохраняется традиционное их число - 33 и деление
на группы: адитьи (12), васу (8), рудры (11) и Ашвины (2), но в
действительности число богов, включённых в систему Индуистской мифологии (на
подчинённом положении), гораздо больше. Низшую ступень в иерархии пантеона
занимают лесные и домашние духи, боги - покровители городов, гор, рек,
деревень, домов и т.п. Боги послеведийского пантеона более антропоморфны.
Они прекрасны, не касаются земли ногами, не отбрасывают тени и т.д. Они
мудры, как и демоны, способны к оборотничеству. |
В Индуистской мифологии богам противостоят
демоны - асуры, которые разделяются на дайтьев и данавов. В связи и борьбой
богов и асуров излагается миф о пахтанье океана. Боги и асуры совместно
пахтают океан, чтобы добыть из него амриту, напиток бессмертия (заменяющий
ведийскую сому в Индуистской мифологии). Они используют мифическую гору
Мандару как мутовку, установиви её на спине гигантской черепахи,
опустившейся на дно океана, и обмотав, как верёвкой, космическим змеем Шешей
(Васуки). Из океана кроме амриты появляются различные сокровища, в т.ч.
Лакшми - богиня красоты и счастья; райское дерево Париджата, солнечный конь
Уччайхшравас и др. Как побочный продукт пахтанья возникает страшный яд
калакута (или халахала), грозящий уничтожить вселенную. Ради её спасения яд
выпивает Шива. С помощью Вишну боги обманом отнимают у асуров амриту. |
В эпической мифологии заметно увеличивается
число классов демонов: асуры, ракшасы и пишачи, упоминающиеся ещё в ведах,
противопоставляются трём классам положительных существ (соответственной
богам, людям и питарам), но появляется множество новых мелких разновидностей
(преты, праматхи, мандехи, кабандхи и т.д.). Расширяется мир низшей
мифологии. Из вед переходят в эпос образы гандхарвов и апсар, которые
антропоморфизируются. Наряду с якшами, изображавшимися в виде прекрасных
юношей и дев, в свиту Куберы включаются гухьяки, полукони-полуптицы, и
человекоподобные нары; гандзарвов в роли небесных музыкантов дублируют
киннары, имеющие облик людей с конскими головами, сиддхи - ангелоподобные
обитатели небесной сферы. Позднее появляются видьядхарф, духи горных лесов,
сходные с эльфами европейского фольклора. Важную роль в Индуистской
мифологии играют наги, полудемонические существа змеиной природы. В
мифологии эпоса наги-змеи связаны происхождением со своими антиподами -
птицами супарнами. Гаруда, вождь солнечных птиц супарнов, особенно тесно
ассоциируется в эпосе с мифологией Вишну. |
В мифологии животных в индуизме, как и в
ведийский период, важную роль продолжает играть корова. Появляется образ
волшебной коровы Сирабхи, исполняющей все желания своего владельца. Широкое
распространение получает культ обезьяны; особым почитанием среди народа
пользуется образ Ханумана, мудрого обезьяньего вождя, который в сказании о
Раме помогает герою освободить похищенную ракшасами супругу. Многие животные
включаются в культ главных божеств пантеона как их зооморфные атрибуты.
Появляется в Индуистской мифологии образ "ваханы" - животного (иногда
растения) - "носителя" определённого божества. Так, "ваханой" Брахмы
считается гусь, Вишну изображается сидящим на орле Гаруде,"вахана" Шивы -
белый бык Нанди, жены его Деви (Дурги) - лев, и т.д. |
В мифологии растений важную роль играет
ашваттха (священная смоковница), в почитании которой развивается восходящая
к ведам концепцая мирового дерева; ньягродха (баньян), ашока (ей молятся
женщины о родах), лотос, туласи (цветок связан с культом Вишну). |
В индуистской космографии (в пуранах) земля
описывается как полоски диска, в центре которого возвышается мифическая гора
Меру. Вокруг неё, отделённые океанами, расположены четыре материка (двипа).
Вокруг вершины Меру обращаются солнце, луна и звёзды. |
Согласно представлению о вселенной как о
"яйце Брахмы", над землёй поднимаются ярусами шесть небес, чем выше, тем
прекрасней; выше всех - "мир Брахмы" (брахмалока). На небесах обитают боги,
святые мудрецы и другие существа полубожественной природы. Ниже земли
расположены семь ярусов подземного мира (патала), где обитают наги и другие
мифические существа. Ещё ниже - семь зон адов - нарака. Под адами обитает
дракон Шеша. "Яйцо Брахмы" окружено скорлупой, отделяющей его от
пространства, где расположено бесчисленное множество таких же миров. Это уже
сравнительно поздние представления, появляющиеся в развитом индуизме,
признающем множественность миров, без конца исчезающих и возникающих снова. |
Один из ведущих мотивов индуистской
мифологии, восходящей ещё к поздневедийской литературе, - магическая сила,
даруемая аскетизмом. Тапас - умерщвление плоти - позволяет добиться
исполнения любых желаний, соединяет в себе разрушительную и творческую силу,
и подвижник обретает сверхъестественную способность плодотворения.
Характерной чертой индуистской мифологии является сочетание в едином
комплексе аскетического и эротического начала. Во многих эпических и
пуранических сказаниях Индра, страшась за свою власть, подсылает подвижнику
прекрасную аспару соблазнить его. Но и поддавшись соблазну, аскет не
утрачивает окончательно плодов своего подвижничества. |
Другой характерный мотив древний сказаний -
проклятие отшельника, которое служит причиной несчастий или гибели многих
эпических героев. Иногда проклятие превращает провинившегося на некоторый
срок в животное или чудовище; иногда умилостивленные аскеты смягчают
проклятие или определяют условия, при которых оно может быть снято; но
отменить его не в состоянии даже они. |
Превосходство мудрецов-аскетов над богами,
которых они подавляют свои могуществом, отчётливо выражено в эпосе; оно
находит отражение в мифической генеалогии, излагаемой в космогонических
частях эпоса и в пуранах. Согласно этой генеалогии, в начале творения
прародитель Брахма порождает шесть "сыновей духа", от происходит
впоследствии все живые существа во вселенной. Это великие
мудрецы-подвижники, образы их восходят большей частью к легендарным
провидцам ведийских гимнов. В других версиях космогонического мифа число
сыновей Брахмы (все они получают эпитет Праджапати) увеличивается до 10 ил
17, и все они появляются чудесным образом из различных частей его тела. |
Согласно одной из наиболее распространённых
версий мифа, старший сын Брахмы - Маричи порождает Кашьяпу, тоже великого
мудреца и подвижника. Сыновья Атри, второго сына Брахмы, считаются Сома, бог
луны, и Дхарма, бог справедливости. Третий сын Брахмы - Ангирас - отец
великого мудреца Брихаспати, а также, согласно некоторым версиям, Агни, бога
огня. Брихаспати в индуистской мифологии - наставник и верховный жрец богов,
персонификация планеты Юпитер; он ведёт постоянную борьбу со своим
соперником Шукрой, наставником асуров, персонифицирующим планету Венера. От
четвёртого сына Брахмы - Пуластьи происходят Кубера и повелитель ракшасов
Равана, от других сыновей Брахмы - различные мифические существа и животные.
Седьмой сын - Дакша, появившийся из большого пальца на правой ноге Брахмы,
порождает 50 дочерей, из которых 13 он выдаёт за Кашьяпу, 27 за Сому и 10 -
за Дхарму. Согласно другим версиям, все сыновья Брахмы также получают в жёны
дочерей Дакши. Старшие дочери Дакши - Дити, Дану, Адити - порождают от
Кашьяпы соответственно демонов дайтьев и данавов и богов адитьев, от других
жён Кашьяпы происходят различные классы мифических существ: гандхарвы,
супарны, наги и т.д. |
Число богов группы адитьев увеличивается до
12; она приобретает отчётливо выраженные солярный характер; 12 адитьев
олицетворяют солнце в каждый из 12 месяцев года. Особо выделяются из членов
группы Вивасвата, представляющий собственно божество солнца. Детьми
Вивасвата считаются Яма, Ашвины, а также Ману, прародитель человечества,
герой мифа о потопе. Непосредственно к Ману возводит своё происхождение
легендарная Солнечная династия царей, к которым принадлежит герой древнего
эпоса Рама. С другой стороны, сын Сомы Будха (персонификация планеты
Меркурий) и Ила (Ида), дочь Ману, считаются родителями Пурураваса,
родоначальник Лунной династии, к которой относятся Бхарата (давший имя
стране) и его потомки, герои "Махабхараты". |
Легендарные цари, герои происходят от богов,
сражаются на их стороне против демонов, иногда борются с самими богами. Рама
побеждает вместе с братом Лакшманой многих ракшасов, он убивает Равану,
которого не могли одолеть ни боги, ни демоны. В центре сюжета эпоса
"Махабхараты" - конфликт между двумя великими героями - Карной, сыном бога
Сурьи, и Арджуной, сыном Индры; в истории подвигов Арджуны отразился также
мотив богоборчества (единоборство Арджуны с Шивой). |
В космогонии получает развитие идея о
цикличности вселенной, её периодическом разрушении и воссоздании.
Существование и небытие вселенной определяются как "день" и "ночь" Брахмы;
мир гибнет, когда Брахма засыпает, и с пробуждением его воссоздаётся снова.
В разных текстах продолжительность "дня Брахмы" определяется различно. |
По истечении "дня Брахмы" космический огонь,
таящийся в глубинах океана в облике "кобыльей пасти" (Вадавамукха),
вырывается наружу и пожирает миры; наступает период пралая, растворения
вселенной в небытии. |
В сложившейся индуистской мифологии Брахма
переходит на подчинённое положение по отношению к Вишну и Шиве. Он сохраняет
место в верховной триаде богов, представляя в ней функцию творения, но в
поздней индуистской литературе Брахма - вторичный демиург, творящий мир по
поручению Вишну или Шивы. |
В эпосе и пуранах параллельно сосуществуют
два главных мифологических цикла - вишнуитский и шиваитский. В вишнуитскую
мифологию были включены некоторые из ранее самостоятельных местных верований
и культов посредством сложившегося в индуизме учения об аватарах Вишну. Из
этих 10 канонических аватар наиболее значительной является аватара Кришны, в
образе которого слились элементы мифологических представлений и верований
различного происхождения. Почитание Вишну в образе Кришны - кришнаизм -
наиболее мощное ответвление вишнуитской мифологии и культа в религиозной
системе индуизма. |
В развитом индуизме именно Вишну (или
Кришна) отождествляется с мировой душой, вытесняя Брахму с главенствующей
позиции в религиозно-мифологической иерархии. Позднее складывается концепция
майи Вишну. Майя понимается при этом как присущая Вишну энергия,
материализованная в первозданных водах, из которых возникает мир; вселенная
рассматривается как иллюзорное проявление майи, всепорождающей божественной
субстанции. |
В индуистской иконографии каноническим
становится изображение Вишну, возлежащего на змее Шеше посреди космического
океана; из пупа Вишну вырастает лотос, на котором сидит демиург Брахма. Пока
Вишну спит, майя бездействует и иллюзия вселенной растворяется в небытии. |
В мифологию Вишну включается образ богини
Лакшми, которая рассматривается как супруга Вишну и как персонификация
золотого лотоса, вырастающего из космического тела Вишну и отождествляемого
со вселенной. |
Мифология Шивы наиболее насыщена
пережитками и элементами доарийсого происхождения. Обособленная позиция
Шивы-Рудры по отношению к богам арийского пантеона выражена в мифе о
жертвопринашениях Дакши, который в новой версии переходит из вед в
индуистскую литературу. В индуистском пантеоне Шива сохраняет свой
отчуждённый характер. Он обитает на севере, вдали от населённых мест, на
горе Кайласа в Гималаях, где прибывает как божественный подвижник,
погружённый в медитацию, отрешённый от мира. В образе Шивы, "совершенного
йогина", получает наиболее яркое воплощение мотив могущества аскетизма, и в
нём же запечатлено характерное для индуистской мифологии единство
аскетического и эротического начала. Не менее свойственны образу Шивы черты,
восходящие к культу плодородия - линга становится главным объектом почитания
этого бога в индуизме. |
В индуистской триаде Шива представляет
функцию разрушения, но в шиваитской мифологической системе эта функция
неразрывно связана с творческим аспектом; в мире непрерывных изменений
разрушение неизбежно предшествует творению и его обусловливает.
Космогоническая функция воплощена в образе Шивы - царя плясунов. Этот образ,
возрождающий первобытные представления о магической роли танца,
символизирует проявление творческой и разрушительной вселенской энергии бога
и очень популярен в индуистской иконографии. |
В мифологии иконографии Шива выступает как в
милостивом, так и в грозном аспектах. В последнем его мрачных характер
подчёркивается зловещей свитой полудемонических причудливых существ - ганов. |
В сложившейся религиозно-мифологической
системе шиваизма образ Шивы неразрывно связан с образом его жены Деви,
почитаемой под многими именами. Шива и Деви символизируют в этой в этой
системе антагонистические и одновременно сотрудничающие силы; соответственно
в шиваитской иконографии лингам Шивы постоянно сочетается с символом женской
творческой энергии - йони. Изначальная чета рассматривается как отец и мать
вселенной. Складывается концепция шакти, действенной энергии бога,
воплощающаяся в богине, его супруге. Эта концепция распространяется на все
божественные пары индуистского пантеона, но отчётливое выражение получает
именно в образах Шивы и Деви. |
Шактизм - почитание творческой энергии
Шивы, воплощённой в образе Деви, становится наиболее значительным
ответвлением в средневековом шиваизме. В мифологии шактизма возрождаются
чрезвычайно архаические представления, восходящие к первобытным культам
богини-матери. В образе деви ещё ярче выступает характерное для шиваитской
мифологии сочетание противоположенных аспектов - творческого и
разрушительного. Благостная ипостась богини - милосердная Парвати, дочь гор.
В грозной своей ипостаси она носит имена Кали, Дурга, Чандикан, Деви и др. и
изображается в поздней иконографии как кровожадная и свирепая воительница
верхом на льве, истребляющая мечом своих врагов. |
С мифологией Кали-Дурги в средние века
ассоциируются архаические культы некоторых местных богинь - Шиталы - богини
оспы, бенгальской Манасы, богини-змеи, и др., но полностью они с ней не
отождествляются. |
Благостная ипостась жены Шивы Парвати
ассоциируется с образом её сестры, богини Ганги, персонофикации священной
реки индуизма, и играет важную роль в знаменитом мифе о нисхождении Ганги с
небес на землю. С мифологией Шивы тесно связан также образ его сына Сканды,
нового бога в индуистском пантеоне, сохраняющего, однако, архаические черты,
восходящие, возможно, к протоиндийской мифологии. Относительно поздно
включается в пантеон другой сын Шивы, слоноголовый Ганеша, предводитель его
полудемонической свиты, бог мудрости, покровитель наук и искусства, весьма
популярный в средние века. |
Примирение существующих параллельно внутри
индуизма двух главных течений - вишнуизма и шиваизма - выражено в поздней
концепции тримурти, единого бога в трёх ипостасях. Другая попытка
компромисса - средневековый культ Харихары, божества, объединившего в себе
черты Вишну (Хари) и Шивы (Хары). |
Параллельно с индуистской мифологией
северной Индии развивается богатая и своеобразная мифология дравидского юга,
оказавшая на индуизм значительное влияние. Ряд дравидский божеств включается
в индуистский пантеон, отождествляясь с его центральными образами
(тамильская богиня войны Коттравей - с Дургой, бог войны Муруган - со
Скандой). |
Индуистская мифология оказала большое влияние
на религиозно-мифологические системы буддизма и джайнизма в самой Индии, её
образы и сюжеты вошли в литературу и искусство стран Юго-Восточной Азии и
других, испытавших влияние индуистской культуры; на протяжении столетий и до
наших дней они питают многоязычные литературы и искусство Индии. |