Древняя священная метрополия Лациума Альба была взята
римской ратью и разрушена. Как возникло это столкновение и как оно разрешилось,
нам неизвестно из преданий; борьба трех римских братьев-близнецов с тремя
альбанскими братьями-близнецами была не чем иным, как символическим
олицетворением борьбы двух могущественных и находившихся между собою в близком
родстве округов, из которых по меньшей мере римский был триединым. Нам в
сущности ничего не известно кроме одного голого факта, что Альба была завоевана
и разрушена римлянами. В то самое время, как Рим утверждал свое владычество на
берегах Анио и на Альбанских горах, — Пренесте, впоследствии являющийся
обладателем восьми соседних местечек, Тибур и некоторые другие латинские общины
также расширяли свои владения и закладывали фундамент для своего будущего
сравнительно значительного могущества; но все это нам известно только по
догадкам.
У нас не хватает не столько описаний войн, сколько точных сведений о
юридическом характере и о юридических последствиях этих древнейших латинских
завоеваний. В общих чертах не подлежит сомнению, что с завоеванными странами
поступали по той же системе инкорпораций, из которой возникла трехчленная
римская община; различие заключалось только в том, что округа, которые силою
заставляли присоединиться, не сохраняли, подобно тем древнейшим трем, некоторой
самостоятельности в качестве кварталов новой союзной общины, а вполне и
бесследно исчезали в целом. Насколько простиралась власть латинского округа, он
в самые древние времена не допускал существования какого-либо другого
политического центра кроме своей собственной столицы, и еще менее был он
расположен основывать независимые поселения, как это делали финикяне и греки,
создавшие в своих колониях временных клиентов и будущих соперников метрополии.
Особенно замечательно в этом отношении то, как обошелся Рим с Остией:
фактическому возникновению в том месте города и не могли и не желали
воспрепятствовать, но ему не дали никакой политической самостоятельности, а тем,
кто в нем поселился, не дали местных гражданских прав, лишь оставив за ними
общие римские гражданские права, если они уже прежде ими пользовались. По этому
основному правилу решалась участь и тех слабых округов, которые подпали под
власть более сильных или вследствие того, что были завоеваны, или вследствие
того, что добровольно покорились. В этих случаях крепость покорившегося округа
срывали до основания, его территорию присоединяли к территории победителей, а
для его жителей и их богов столица победителей становилась новой родиной.
Впрочем, под этим не следует разуметь такого безусловно настоящего переселения
побежденных в новую столицу, какое было в обыкновении при основании городов на
востоке. Города Лациума были в ту пору не более чем крепостями и рынками, на
которых еженедельно сходились земледельцы, поэтому было достаточно перенести в
новую столицу центр торговых и деловых сделок. Что даже храмы оставлялись на
своих прежних местах, видно на примере Альбы и Ценины, которые и после своего
разрушения сохранили видимость религиозной самостоятельности. Даже там, где
выгодное военное положение срытой до оснований крепости требовало переселения
местных жителей, их нередко поселяли для земледельческих целей на их прежней
территории в незащищенных хуторах. А о том, что побежденные все или частью
нередко бывали вынуждены переселяться в их новую столицу, свидетельствует лучше
всяких отрывочных повествований из легендарной эпохи Лациума то постановление
римского государственного права, что городскую стену (pomerium) мог переносить
далее только тот, кто расширил границы территории. Понятно, что все побежденные
были принуждены переходить на права клиентов общины — все равно переселялись ли
они в новую столицу или нет; только немногим отдельным родам предоставлялось
право гражданства, т.е. патрициата. Даже во времена империи еще были известны
некоторые из тех альбанских родов, которые поступили в ряды римских граждан
после падения их родины; к этому числу принадлежали Юлии, Сервилии, Квинктилии,
Клелии, Гегании, Куриации, Метилии; воспоминание об их происхождении
поддерживалось их альбанскими фамильными святилищами, среди которых родовое
святилище Юлиев в Бовиллах снова достигло большой известности во времена
империи. Это сосредоточение многих мелких общин в одной крупной, понятно, не
было специфически римской идеей. Не только историческое развитие Лациума и
сабельских племен совершается вокруг контраста национальной централизации и
кантональной самостоятельности, но и в историческом развитии эллинов находим мы
то же самое. Из одинакового слияния многих округов в одно государство возникли в
Лациуме Рим, в Аттике Афины, а мудрый Фалес советовал союзу ионийских городов
прибегнуть именно к такому слиянию как к единственному средству выйти из
затруднительного положения и сохранить их национальность. Но Рим проводил эту
идею единства последовательнее, настойчивее и успешнее, чем какой-либо другой
италийский округ, и как первенствующее положение Афин в Элладе было последствием
их ранней централизации, так и Рим был обязан своим величием тому, что проводил
ту же систему с гораздо большей энергией.
Хотя завоевания Рима в Лациуме и представляются нам в своих главных чертах не
чем иным, как однообразными и непосредственными расширениями его территории и
его общины, но завоевание Альбы имело кроме того еще особое значение.
Проблематическое величие этого города и его мнимое богатство были не
единственными причинами того, что легенда остановилась на его покорении с таким
предпочтительным вниманием. Альба была метрополией латинского союза и стояла во
главе тридцати полноправных общин. Разрушение Апьбы конечно не уничтожило самого
союза, точно так же как и разрушение Фив не уничтожило беотийского союза;
наоборот, Рим действовал в этом случае в полном соответствии с частноправовым
характером латинского военного права и заявил притязание на первенство в союзе в
качестве наследника прав Альбы. Мы не в состоянии решить, совершилось ли
признание такого первенства без всяких кризисов, а в противном случае — какие
перевороты предшествовали ему или были им вызваны; но в общем итоге римская
гегемония над Лациумом была, как кажется, признана и скоро и повсеместно, хотя
ей, быть может, временно и не подчинялись некоторые отдельные общины, как
например Лабики и в особенности Габии. Вероятно, уже с той поры Рим был морской
державой по сравнению с континентом Лациума, городом — по сравнению с деревнями,
цельным государством — по сравнению с латинским союзом. Вероятно, уже тогда
только с помощью Рима и при его содействии латины были в состоянии защищать свои
берега от карфагенян, эллинов и этрусков, а также оберегать и расширять свою
сухопутную границу в борьбе с своими беспокойными соседями — сабельскими
племенами. Нет возможности решить, увеличилось ли римское могущество от
завоевания Альбы более, чем от завоевания Антемии или Коллатин; весьма вероятно,
что Рим сделался самою могущественною из всех латинских общин не только после
завладения Альбой. Еще задолго до того он имел такое первенствующее значение, но
благодаря этому завоеванию он приобрел первенство на латинском празднике и
вместе с тем опору для будущей гегемонии римской общины над всем латинским
союзом.