Разделение гражданского населения было основано на
попечительстве (curia конечно одного происхождения с curare — община coerare,
koiranow); десять попечительств составляли общину; каждое попечительство
выставляло сто пехотинцев (отсюда mil-es, как equ-es — тысячный), десять
всадников и десять советников. В соединенных общинах каждая из них естественно
являлась частью (tribus) целой общины (на умбрском и оскском языках — tota), и
основная цифра внутреннего деления повторялась столько раз, сколько было таких
частей. Хотя это деление первоначально относилось к личному составу гражданства,
но оно также применялось к поземельной собственности в той мере, в какой эта
собственность была вообще раздроблена. Не подлежит сомнению, что кроме такого
разделения на части существовали и куриальные участки, так как в числе тех
немногих, дошедших до нас по преданию названий курий, которые, по-видимому, были
родовыми, как например Faucia, встречаются и местные, как например Veliensis;
каждая из последних в эти древнейшие времена общинного землевладения охватывала
известное число родовых участков, о которых уже говорилось ранее. Эта
организация встречается в самом простом своем виде в тех латинских или
гражданских общинах, которые возникли под римским влиянием в более позднюю пору;
в каждой из этих общин было по сто советников (centumviri). Те же нормы
встречаются и в древнейших преданиях о том, что в разделенном на три части Риме
было тридцать курий, триста всадников, триста сенаторов, три тысячи домов и
столько же пехотных солдат.
Нет ничего более достоверного, чем то, что эта древнейшая форма
государственного устройства возникла не в Риме, а была исконным учреждением у
всех латинов, быть может, даже до их разделения на племена. Достойная в подобных
вопросах доверия римская конституционная традиция, у которой известно
происхождение всех других делений гражданства, считала, что только куриальное
деление возникло вместе с возникновением города; вполне согласуется с этим и то,
что куриальная организация существовала не в одном Риме, а по открытой недавно
схеме латинского общинного устройства была существенною принадлежностью
латинского городского права. Основой этой схемы было и оставалось разделение на
курии. Что “части” не имели в ней существенного значения, видно уже из того, что
как их существование, так и их число были случайными; там, где они встречались,
они, конечно, могли иметь только то значение, что в них сохранялось воспоминание
о той эпохе, когда каждая из этих частей еще составляла особое целое5. Из
преданий вовсе не видно, чтобы отдельная часть имела особое начальство и особые
сходки, и очень вероятно, что в интересе единства общины вошедшим в ее состав
частям никогда ничего подобного не предоставлялось. Даже в армии, хотя пехота
имела столько же пар начальников, сколько было в общине частей, каждая из этих
пар военных трибунов не начальствовала над ополчением одной только трибы, но как
каждый из этих военных трибунов в отдельности, так и все они вместе взятые
начальствовали над всей пехотой. Роды были разделены между отдельными куриями.
Границы рода и дома устанавливаются природой. О том, что законодательная власть
могла вводить в этой сфере изменения, могла разделять многочисленный род на
части и считать его за два рода, или же соединять несколько немногочисленных
родов в один и точно таким же образом уменьшать или увеличивать число и самых
семейств, — об этом в римском предании не сохранилось никаких известий; во
всяком случае это происходило в столь ограниченных формах, что основной
родственный характер рода от этого не менялся. Поэтому нельзя считать, что число
родов и тем менее число домов было юридически фиксировано. Если курия должна
была выставлять сто пехотинцев и десять всадников, то из преданий не видно и
само по себе неправдоподобно, чтобы из каждого рода брали по одному всаднику, а
из каждого дома по одному пехотинцу. В этом древнейшем государственном организме
единственными деятельными членами являются курии, которые были в числе десяти, а
там, где община состояла из нескольких частей, в числе десяти на каждую часть.
Такое попечительство представляло действительное корпоративное единство, члены
которого собирались по меньшей мере на общие торжества; во главе каждого из этих
попечительств стоял особый попечитель (curio), и каждое из них имело особого
жреца (flamen curialis); без сомнения, также по куриям производились наборы
рекрутов и взимание повинностей, на сходках граждане собирались и подавали
голоса также по куриям. Однако этот порядок не мог быть введен ради голосования,
так как в противном случае наверное установили бы нечетное число частей.
В противоположность резкому различию между гражданами и негражданами внутри
самого гражданства существовала полная равноправность. Едва ли найдется
какой-либо другой народ, у которого эти два принципа были проведены с такою же
беспощадной последовательностью, как у римлян. Резкое различие граждан и
неграждан, как кажется, ни в чем не выказалось у римлян так наглядно, как в
практическом применении очень древних постановлений о почетном гражданстве,
первоначально имевших целью сгладить это различие. Когда иноземец был по
приговору общины принят в среду граждан, он мог или отказаться от своих прежних
прав гражданина и вполне вступить в число членов новой общины или же
присоединить к своему прежнему праву гражданства вновь приобретенное. Так было в
самые древние времена и так всегда было в Элладе, где в более позднюю пору одно
и то же лицо нередко бывало одновременно гражданином нескольких общин. Но более
сильно развитое в Лациуме сознание общинной самостоятельности не допускало,
чтобы одно и то же лицо могло быть одновременно гражданином двух общин, и потому
— в том случае, когда вновь избранный гражданин не желал отказываться от своих
прежних прав, — право номинального почетного гражданства имело значение лишь
дружеского гостеприимства и покровительства, которые уже оказывались издавна
даже иноземцам. Но с этими упорными усилиями римской гражданской общины
огородить себя извне шло рука об руку безусловное устранение всякой
неравноправности между ее членами. Уже ранее было упомянуто о том, что та
неравноправность, которая существовала внутри семейства и, конечно, не могла
быть устранена, по меньшей мере игнорировалась общиной и что тот, кто в качестве
сына находился в безусловной зависимости от своего отца, мог сделаться его
повелителем в качестве гражданина. Но сословных преимуществ вовсе не было, а
тем, что тиции стали в очередном порядке выше рамнов и вместе с этими последними
выше луцеров, нисколько не нарушалось их юридическое равноправие. Гражданская
конница, в ту пору употреблявшаяся спешенной или верхом впереди боевой линии для
рукопашных схваток и составлявшая скорее отборный или резервный отряд, чем
войско специального назначения, заключала в себе самых состоятельных, наилучше
вооруженных и наилучше обученных людей и потому, конечно, пользовалась большим
почетом, чем пехота; но и это различие было чисто фактическим, так как каждый
патриций без сомнения мог поступать в конницу. Единственным источником правовых
различий было юридическое разделение гражданства по разрядам; во всем остальном
равноправность всех членов общины признавалась вполне, что находило себе
выражение в их одежде. Правда, одежда отличала главу общины от ее членов,
взрослого и обязанного нести военную службу мужчину от мальчика, еще
неспособного к военной службе; но помимо этих отличий все богатые и знатные,
точно так же как и бедные и незнатные, должны были являться публично не иначе
как в простом плаще (toga) из белой шерстяной материи. Эта полная равноправность
граждан без сомнения имела свой корень в индо-германском общинном устройстве; но
в том тесном смысле, в каком ее понимали и применяли на практике римляне, она
была самой выдающейся и самой богатой последствиями особенностью латинской
нации; при этом не следует забывать, что в Италии латинские переселенцы не
подчинили себе никакой расы, ранее их там поселившейся и менее их способной к
цивилизации, и стало быть там не было того главного повода, по которому возникли
в Индии касты, в Спарте, в Фессалии и вообще в Элладе — знать и, возможно, в
Германии — разделение на сословия.
Само собою разумеется, что гражданское население служило основой для
государственного хозяйства. Самой важной из гражданских повинностей была
воинская, так как только граждане имели право и были обязаны носить оружие.
Граждане были в то же время и воинами (populus одного происхождения с populari —
опустошать); в древних молитвах этих воинов называли “вооруженным копьями
ополчением” (pilumnus poplus) и призывали на них благословение Марса, и даже то
имя, которым называл их царь, обращаясь к ним, — квириты — понимается как
обозначение воина. О том, как набиралась наступательная рать (legio — сбор), уже
было сказано ранее; в разделявшейся на три части римской общине она состояла из
трех сотен (centuriae) всадников (celeres — быстрых или flexuntes —
изворотливых), находившихся под начальством трех предводителей конных отрядов
(tribuni celerum)7, и из трех тысяч пехотинцев (milites), находившихся под
начальством трех предводителей пехотных отрядов (tribuni militum); эти
последние, по-видимому, были с самого начала ядром общинного ополчения. В состав
этой армии, вероятно, также входили нестроевые, легко вооруженные воины, в
особенности стрелки из лука. Главнокомандующим обыкновенно был сам царь. Кроме
военной службы на гражданине, вероятно, лежали и другие личные повинности, как
например обязанность исполнять поручения царя и в военное и в мирное время,
равно как барщина по возделыванию царских полей и по постройке общественных
зданий; каким тяжелым бременем была для общины в особенности постройка городских
стен, видно из того, что за крепостными валами осталось название барщин
(moenia). Но постоянного обложения прямыми налогами вовсе не было, точно так же
как не было и регулярных государственных расходов. Оно и не требовалось для
покрытия общественных расходов, потому что государство не давало никакого
вознаграждения ни за военную службу, ни за барщинные работы, ни вообще за
какую-либо общественную службу, а если такое вознаграждение и давалось, то оно
уплачивалось или тем участком, на котором лежала повинность, или тем лицом,
которое само не могло или не желало нести службу. Необходимые для общественного
богослужения жертвенные животные добывались путем взыскания судебных пошлин, так
как тот, кто проиграл свое дело в суде, должен был уплатить государству “пеню
скотом” (sacramentum) соразмерно с ценою предмета тяжбы. На то, чтобы граждане
общины постоянно делали какие-либо дарственные приношения царю, нет никаких
указаний. Напротив, царь получал портовые пошлины и доходы с коронных земель, а
именно пастбищную пошлину (scriptura) со скота, который выгонялся на общинный
луг, и часть урожая (vectigalia) взамен арендной платы от тех, кто пользовался
государственными полями. К этому следует присовокупить прибыль от той пени,
которая уплачивалась скотом, от конфискаций и от военной добычи. Наконец в
случае крайней необходимости взыскивался налог (tributum), который, впрочем,
считался принудительным займом и возвращался, когда наступали более счастливые
времена; взыскивался ли он со всего оседлого населения без всякого различия
между гражданами и негражданами или же только с одних граждан, трудно решить, но
последнее предположение более правдоподобно. Царь управлял финансами, но
государственная собственность не смешивалась с личной царской собственностью,
которая, судя по рассказам об обширных земельных владениях последнего царского
римского рода Тарквиниев, вероятно, всегда была очень значительна, а
приобретенные войною земли, как кажется, всегда считались государственной
собственностью. Невозможно теперь решить, была ли власть царя в управлении
общественным достоянием ограничена какими-нибудь установленными обычаями и если
была, то в какой мере; только позднейшее развитие показывает, что в делах этого
рода никогда не спрашивалось мнение граждан; напротив того, вероятно существовал
обычай совещаться с сенатом при установлении вышеупомянутого налога (tributum) и
при разделении приобретенных войною пахотных полей.
Но римское гражданское население выступает на сцену не в одной только роли
исполнителя повинностей и служителя, оно участвовало и в общественном
управлении. Все члены общины, за исключением женщин и еще неспособных носить
оружие малолетних мужчин, стало быть, как гласит формула обращения к ним, все
“копьеносцы” (quirites) сходились на место народных собраний, когда царь созывал
их, для того чтобы сделать им какое-нибудь сообщение (conventio, contio), или же
формально назначал им на третью неделю (in trinum noundinuin) сходку (comitia),
для того чтобы отобрать от них ответы по куриям. Такие собрания он формально
созывал, по правилу, два раза в год, 24 марта и 24 мая, а сверх того, так часто,
как находил это нужным; но граждане всегда созывались не для того, чтобы
говорить, а для того, чтобы слушать, и не для того, чтобы задавать вопросы, а
для того, чтобы отвечать на них. На собрании никто не говорил кроме царя или
кроме того, кому царь считал нужным дать слово; граждане только отвечали на
царский вопрос без комментариев, без объяснения мотивов, без оговорок и не
разделяя вопроса на части. Тем не менее римская гражданская община, точно так же
как германская и, возможно, древнейшая индо-германская, была настоящей и высшей
представительницей идеи суверенного государства, хотя при обыкновенном ходе
вещей эта суверенность заключалась или выражалась только в том, что граждане
добровольно обязывались повиноваться своему главе. С целью вызвать такое
обязательство царь обращался после своего вступления в должность к собравшимся
куриям с вопросом: намерены ли они быть ему верными и покорными и признавать, по
установленному обыкновению, и его собственную власть и власть его вестников
(lictores), — с вопросом, на который без сомнения нельзя было отвечать
отрицательно, точно так же как при наследственной монархии нельзя отказаться от
точно такого же изъявления покорности. Отсюда сам собою вытекал тот факт, что
при нормальном ходе дел гражданское население не принимало в качестве суверена
участия в управлении общественными делами. Пока общественная деятельность
ограничивается применением существующих установлений, в нее не может и не должна
вмешиваться верховная власть государства: управляет закон, а не законодатель.
Другое дело, если являлась необходимость что-либо изменить в установленных
законом порядках или только допустить уклонение от этих порядков в каком-нибудь
отдельном случае; тогда и по римскому государственному устройству гражданство
принимало на себя деятельную роль и пользовалось своею верховною властью при
содействии царя или того, кто заменял царя на время междуцарствия. Подобно тому
как правовые отношения между правителем и управляемыми освящались в форме
договоров посредством словесных вопросом и ответов, так и всякий верховный акт
общины совершался путем запроса (rogatio), с которым царь обращался к гражданам
и который принимался большинством курий; в этом случае курии без сомнения могли
и отказать в своем одобрении. Поэтому у римлян закон имел иное значение, чем мы
это понимаем, — это было не предписание, данное монархом членам общины, а
договор, заключенный между руководящими органами государственной власти путем
ответа, данного на вопрос. Заключение такого законодательного договора было
необходимо во всех тех случаях, когда приходилось вступать в противоречие с
обычными правовыми порядками. Так, например, при обыкновенном применении права
каждый мог беспрепятственно отдавать свою собственность кому пожелает только с
тем условием, что немедленно передаст ее в другие руки; но по закону никто не
мог без дозволения общины временно удерживать в своих руках собственность,
которая должна перейти после его смерти к другому лицу, а такое дозволение
община могла давать не только во время собрания на площади, но и во время
приготовления к бою. Отсюда и произошли завещания. При обыкновенном применении
права свободный человек не мог без одобрения общины ни утратить, ни уступить
своего неотчуждаемого сокровища — свободы, а потому и тот, кто не был подчинен
никакому отцу семейства, не мог без разрешения общины вступить в какое-либо
семейство взамен сына. Отсюда adrogatio — усыновление. При обыкновенном
применении права право гражданства может быть получено лишь путем рождения, и
оно не может быть отнято; одна только община могла предоставить и отнять право
патрициата, но и то и другое не могло иметь юридической силы без решения курий.
При обыкновенном применении права преступника, признанного достойным казни,
ожидала неизбежная смерть после того, как смертный приговор над ним уже был
постановлен царем или заместителем царя; но так как царь мог только постановлять
судебные приговоры, а не миловать, осужденный на казнь гражданин мог избежать
смерти, если взывал к общине о помиловании и если судья позволял ему сделать
такое воззвание.
Отсюда ведет свое начало provocatio (апелляция), которая дозволялась
преимущественно не тому преступнику, который не сознавался в своем преступлении,
хотя и был в нем уличен, а тому, который сознался в преступлении и указал на
обстоятельства, смягчающие его вину. При обыкновенных законных порядках нельзя
было нарушать договора, заключенного на вечные времена с каким-нибудь из
соседних государств, разве только в том случае, если гражданство вследствие
нанесенного ему оскорбления признавало себя необязанным исполнять условия
договора. Поэтому его разрешение было необходимо для наступательной войны, но не
было необходимо ни для оборонительной, вызванной нарушением договора со стороны
другого государства, ни для заключения мира; впрочем, для наступательной войны
обращались за разрешением, как кажется, не к обыкновенному собранию граждан, а к
войску. Наконец во всех тех случаях вообще, когда царь замышлял какое-нибудь
нововведение или изменение существующего обычного права, он должен был
испрашивать согласия граждан; стало быть, право издавать законы издревле
принадлежало царю и общине, а не одному царю. В указанных выше случаях и во всех
других им подобных царь не мог совершить без содействия общины ничего такого,
что имело бы законные последствия. Кто получал звания патриция от одного только
царя, оставался по-прежнему не гражданином, и этот не имевший юридической силы
акт мог вести только к фактическим последствиям. Поэтому, как ни было общинное
собрание с виду стесненным и связанным в своих действиях, оно издревле было
основным элементом римского общинного устройства и по своим правам стояло скорее
выше царя, чем наряду с ним.