О религиозных верованиях периода разложения
первобытно общинного строя и складывания государства в Индии дают
представления Веды. Беспомощность человека в борьбе с могучими силами
природы вела к обожествлению её сил и явлений. Богами неба считались Дьяус
или Варуна; богом огня - Агни; богами солнца - Сурья, Савитар, Пушан, Митра,
Вишну; богами грозы - Индра или Рудра; богом дождя - Парджанья; богом ветра
- Вайю и т.д. Женские божества ( богиня Адити - мать богов, Притхиви -
Земля, Ушас - заря, Сарасвати - богиня мудрости и одновременно священная
река того же наименования в Восточном Пенджабе и т.д. ) играли в ведической
религии второстепенную роль. Помимо богов - подателей благ, были боги,
приносящие людям вред, например Шушна и Вритра, олицетворявшие засуху. |
Значение того или иного божества и его культа
в процессе исторического развития заметно менялось. Так, Рудра, считавшийся
покровителем охотников, превратился в покровителя скотоводства; одно из
солнечных божеств - Пушан - стало покровителем пастухов и земледельцев. |
Культ состоял из жертвоприношений богам ( в
древнейший период иногда и человеческих ) и магических действий. По мере
складывания патриархальной семьи возникал культ предков ( "отцов" ). Сначала
культовые действия отличались простотой; не было ни специальных помещений,
ни профессионального жречества, как впоследствии. Культовыми действиями
руководил вождь племени или глава общины, а в патриархальной семье - её
глава. Участниками культовых действий были все члены племени, общины, семьи.
Праздники приурочивались к началу периода дождей, окончанию сбора урожая, к
окончанию успешного военного похода и т.д. На этих праздниках произносились
гимны в честь богов; гимны эти сочинялись племенными поэтами - риши.
Из сохранившихся от этого периода гимнов и состоит Ригведа. При
жертвоприношениях происходило возлияние сомы - пьянящего напитка,
который также был объектом поклонения как бог Сома, одновременно бывший и
богом Луны. Никакой иерархии богов в тот период ещё не существовало. |
В период складывания классового общества
происходило изменение прежних верований первобытной общины. В этот период
религия начинает использоваться для оправдания общественного неравенства.
Складывающиеся на земле новые общественные порядки получают своё отражение в
религии; так, бог Варуна становится верховным божественным судьёй, бог Индра
- вождём и раджей богов и т.д. Возникло учение о "потустороннем мире",
согласно которому люди добродетельные ( с точки зрения господствующей
классовой морали ) попадают в царство богов, где будут вкушать жертвы,
приносимые людьми, а люди грешные будут низвергнуты в царство вечной тьмы. |
Многочисленные религиозные учения раннего
рабовладельческого общества в Индии в первые века I тысячелетия до н.э.
имеют много общего и обычно объединяются под общим название брахманизм.
Сущность брахманизма как религии, освещающей общественное неравенство, видна
из основ его вероучения, сложившегося в окончательном виде уже в середине I
тысячелетия до н.э. Страдания, бедствия людей объявляются в брахманизме
несущественными, поскольку весь мир явлений - это только иллюзия - майя.
Единственно реальным является существование брахмы - мирового духа,
безличной и бескачественной божественной силы. |
Примитивное анимистическое представление об
одушевлённости окружающей человека природы и о возможности переселения души
после смерти человека из одной телесной оболочке в другую было использовано
жрецами-брахманами для создания учения о карме, т.е. о возмездии.
Согласно этому учению, душа каждого человека после его смерти возрождается в
телесной оболочке другого человека, занимающего либо боле высокое либо более
низкое общественное положение. По верованиям брахманизма, это происходило в
зависимости от того, насколько точно человек в своём поведении следовал
дхарме - закону образа жизни, якобы предписанному свыше для людей каждой
общественной категории. В случае отхода от дхармы душа человека может
возродиться в теле животного, даже самого нечистого и презренного, учили
жрецы. Таким образом, учением о карме ответственность за страдания и
бедствия трудящихся в классовом обществе перекладывалась на них самих, так
как их настоящее угнетённое положение объявлялось воздаянием за греховное
поведение в предшествующем жизненном состоянии. Самое большое, на что
угнетённый мог рассчитывать, это на посмертное возрождение его души в
телесной оболочке человека более высокого общественного положения в случае
неуклонного исполнения дхармы, предписанной ему господствующей идеологией.
Основным в дхарме для трудящегося и порабощённого были безропотный труд,
безусловная покорность, уменье довольствоваться своим общественным и
материальным положением, отсутствие "зависти" к знатным и богатым. |
Брахманизм освящал рабовладельческое
государство, как установленный богами институт, освящал носителей
государственной власти, сословное деление общества и т.д. Постепенно
вработался сложный религиозный ритуал, знания которого можно было достичь
только многими годами ученичества; исполнение обязанностей жреца к тому
времени стало профессией. Жрецы-брахманы, как хранители священного знания,
при помощи которого, как они утверждали, они могут заставить даже богов
действовать в угодном им духе, претендовали на особую привилегированность
своей варны. Веды остаются священными книгами также и в брахманизме; они
канонизируются. Язык, на котором были составлены Веды ( ведийский санскрит
), бывший в период второй половины II тысячелетия до н.э. одним из диалектов
племён Пенджаба, оказался, таким образом, законсервированным, тогда как
разговорный язык продолжал развиваться. |
Вместе с тем брахманизм отражал примитивный
характер существовавших в первые века I тысячелетия до н.э.
рабовладельческих отношений. В брахманизме ещё не сложилось единой иерархии
богов, высшее божество так и не определилось, и в различных частях Индии
высшими божествами считались различные боги. Такая роль приписывалась,
например, богу Шиве. В его культе, по-видимому, слились различные по своему
характеру религиозные верования. Он считался воплощением разрушительных сил
природы и вместе с тем был связан с древнейшими в Индии племенными культами
плодородия. Другим высшим божеством считался Вишну - бог-хранитель всего
существующего, который в ведическом пантеоне был второстепенным солнечным
божеством. В брахманском богословии были попытки поставить во главе богов
Праджапати (позднее чаще называющегося Брахмой ) как бога-творца всего
существующего. Но культ Брахмы, чуждый народным верованиям, так и не
приобрёл широкого распространения. |
По мере того, как рабовладельческие отношения
распространялись на всё большую территорию, на которой общественное
устройство приобретало форму деления на четыре варны, там распространялся
брахманизм, воспринимались сложившиеся в верхней части долины Ганга формы
религиозного культа, признавалась святость Вед; получал распространение, как
язык жречества, ведийский санскрит, в несколько изменённом виде
становившийся одновременно общим литературным языком разноплеменной Индии. |