Древнейшие произведения китайского искусства датируются III
тыс. до н. э. Они представлены в основном керамическими изделиями: сосудами,
раковинами, небольшими скульптурными изображениями в виде статуэток.
Основным рабочим материалом была глина. Изделия изготовлялись гладкими или
расписными. Большая часть сосудов отличается грубой отделкой, хотя
встречаются сосуды, окрашенные в красный или черный цвет снаружи и
полированные внутри, ряд изделий с геометрическим орнаментом. Керамика была
изготовлена с помощью гончарного круга. Наряду с бытовой посудой
изготовлялись и жертвенные сосуды (“дин”), Памятники искусства иньского
периода характеризуются большим разнообразием. В городищах эпохи Инь
обнаружены ремесленные мастерские по выделке каменных, бронзовых предметов и
ювелирных изделий. Бронзовые предметы представлены военным снаряжением и
обрядовой утварью. В этот период бронзовые изделия отмечаются богатством
форм и искусной отделкой. Чаще всего встречаются бронзовые сосуды,
предназначенные для жертвоприношений и исполнения ритуалов. Эти сосуды
подразделяются на три типа — дин (треножник с двумя ручками), ли (треножник
с полыми ножнами) и сянь (сложный сосуд). Поверхность сосудов всех типов в
основном была рельефной с изображением представителей животного и
мифического мира. Чаще всего изображали драконов и чеканили иероглифы. В
чжоус-кий период на сосудах стали выгравировывать большие надписи, которые
состояли из нескольких сотен иероглифов. Помимо бронзы, все чаще исходным
материалом служит нефрит и яшма. Изделия из яшмы были обязательной
принадлежностью различных обрядов знати. Крупные и мелкие чиновники вана
часто приказывали в память о каком-нибудь событии изготавливать подобные
изделия. В дальнейшем произошло обогащение сложившихся ранее художественных
форм. Изделия становятся более легкими и оригинальными по форме, рисунок на
них приобретает тонкость и изящество, надписи делаются главным образом
рифмованные, иероглифы — стилизованные, меняется первоначальный стиль. |
Такие произведения искусства могли быть созданы только
высококвалифицированными мастерами. В древнем Китае сложилась определенная
группа лиц, обладавших специальным мастерством — “байгун”. Они из поколения
в поколение передавали свои навыки и по знаниям в области ремесла превзошли
ремесленников соседних государств того времени. Вместе с тем ремесленникам
были предоставлены привилегии: они были освобождены от воинской повинности и
могли успешно заниматься только своим делом. |
Наряду с остальными видами искусства музыкальное
искусство возникло в очень отдаленное время. Вначале музыка сопровождала
обрядовые и ритуальные пляски. В чжоуский период музыкальное искусство
получает дальнейшее развитие, песни и пляски перестают быть только
ритуальными. Постепенно песни и пляски обособляются, совершенствуется
техника музыкальной игры и музыкальные инструменты. Древнекитайские
музыкальные инструменты составляли три основные группы: струнные, духовые и
ударные. При дворе знати создается специальная музыкальная служба. Древними
китайцами так определялась социальная функция музыки: “Слова могут
обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать”. |
Архитектура древнего Китая первой половины I тыс. не
столь богата и разнообразна и представлена зданиями, основу конструкции
которых составляли не стены, а столбы. В то время полагали, что без столбов
и соединяющих их балок здания вообще быть не может. Стены сооружались из
утрамбованной глины, крыша покрывалась черепицей, а по фасаду закреплялись
концевые декоративные черепичные диски. Здание сооружалось на приподнятой
платформе. В период междоусобных войн и борьбы за взаимопоглощение правители
княжеств, стремясь подчеркнуть свое величие, возводили роскошные дворцы. |