С самого начала своего существования
Западно-Чжоуское государство было поставлено перед необходимостью отражать
набеги окружающих племен, особенно на северо-западе и юго-востоке, и до поры
справлялось с этой задачей. С ростом сепаратизма чжухоу ослаблялась военная мощь
ванов, падал авторитет царской власти. Чжоуские правители все с большим трудом
сдерживали натиск племен, ставший особенно сильным на северо-западе и
юго-востоке страны. В VIII в. до х.э. под напором непрекращающихся вторжений
западных кочевых племен из глубин Центральной Азии чжоусцы стали покидать свои
исконные земли в бассейне р. Вэйхэ. В 771 г. войско Ю-вана было разбито
кочевниками, сам он попал в плен, после чего его сын Пин-ван перенес столицу на
восток. Этим событием традиционная китайская историография начинает эпоху
Восточного Чжоу (770-256 гг. до х.э.). Его начальный этап, охватывающий период с
VII до V в. до х.э., по летописной традиции называют периодом "Чуньцю" ("Весен и
осеней").
Закрепившись на востоке страны, Пин-ван образовал здесь небольшое государство
со столицей в г. Лои. К этому времени, согласно традиционной историографии, на
территории Китая существовало около 200 царств, которые ряд исследователей, не
без основания, основания, относят к категории городов-государств. И вообще,
представление о раннегосударственных образованиях в древнем Китае как о
деспотиях восточного типа давно требует пересмотра и подвергается основательной
критике. Раннечжоуские царства древнего Китая (которые огульно нельзя относить к
числу протодревнекитайских, ибо в них консолидировались различные этнические
общности, а не только протоханьцы) располагались с запада на восток от долины р.
Вэйхэ до п-ова Шаньдун, включая Великую Китайскую равнину, на юге и юго-востоке
они захватывали долину нижнего и среднего течения р. Янцзы, а на севере
достигали района современного Пекина. Их окружали враждебные племена, известные
под обобщающими названиями: ди (северные племена), и (восточные племена), мань
(южные племена), жун (западные племена).
Об эпохе "Чуньцю" наряду с археологическим материалом повествуют многие
нарративные памятники. Среди них упомянутая выше лапидарная летопись царства Лу
(в Шаньдуне) "Чуньцю" с комментариями на нее: "Гуньянчжуань", "Гулянчжуань" и
самым известным из всех - "Цзочжуань", так называемым "Левым комментарием", а
также "Гоюй" ("Речи царств"), восходящим к традиции IX в. до х.э. и
представляющим особенно большой интерес для изучения этого этапа древней истории
Китая.
Среди царств, рассеянных в это время в бассейне среднего и нижнего течения
Хуанхэ на Великой Китайской равнине, одни относили себя к потомкам чжоусцев,
другие - шанцев. Но все они признавали над собой верховную власть чжоуского
вана, провозглашаемого Сыном Неба, и считали себя "срединными царствами"
(чжунго) мира - средоточием Вселенной. Распространившаяся в это время
ритуально-магическая концепция чжоуского вана как Сына Неба была связана с
культом Неба - верховного божества, - зародившимся в Китае вместе с чжоуской
государственностью. По сравнению с шанскими культами предков и сил природы культ
Неба и Сына Неба, как его земного воплощения, был надплеменным, межэтническим,
совместимым с местными общинными культами, но возвышающимся над ними. Вместе с
учением о Воле (Мандате) Неба (Тяньмин - "Божественной инвеституре") он служил
идее харизмы власти вана и легитимации права династии Чжоу на господство в
Поднебесной (Тянься - Страна под Небом). Хотя Восточно-Чжоуское царство в это
время было отнюдь не самым крупным и далеко не самым сильным в военном
отношении, но именно оно являлось своего рода связующим единством "чжоуского
мира" в силу освященного традицией представления о сакральном характере власти
его правителей. Оно играло большую роль в установлении дипломатических отношений
между "срединными царствами" на всем протяжении периода "Чуньцю".
Кроме "срединных царств" на территории "чжоуского мира" находились и другие
государства, нисколько не уступавшие им ни по размерам, ни по уровню культурного
развития. Среди них выделялись южные царства Чу (в среднем течении Янцзы), У (в
дельте Янцзы) и южнее их - Юэ. Их население было родственно предкам вьетнамцев,
чжуан, мяо, яо, таи и других народов Юго-Восточной Азии. К VII в. до х.э. Чу
оказалось в числе самых сильных царств, его правители присвоили себе титул ванов
и, возглавив коалицию южных царств, активно включились в борьбу древнекитайских
царств за гегемонию в Поднебесной.
Чжоуская цивилизация восприняла и развила важные достижения шаниньской
культуры (прежде всего иероглифическое письмо и технику бронзолитейного
производства). "Чуньцю" было периодом развитого бронзового века в Китае. В это
время прогрессирует технология изготовления бронзовых сплавов. Расширяется
производство бронзовых орудий труда. Появляются новые типы наступательного
оружия, прежде всего стрелкового. Так, в Чу изобретается мощный арбалет с
бронзовым спусковым механизмом, конструкция которого требовала использования для
его изготовления бронзы высшего качества. Эпоха "Чуньцю" была апогеем мощи
колесничного войска, вождение колесницы входит в число шести высших видов
искусства чжоуской аристократии. В это время наблюдается рост городов как
культурно-политических центров; они, как правило, остаются небольшими, но
возникают и города с населением 5-15 тыс. человек.
Правители царств широко практикуют раздачу земли за службу, что, в
частности, означало переуступку прав на получение поступлений от общин. В связи
с разложением общинной собственности во многих царствах прекратились общинные
переделы земли, которая наследственно закреплялась за отдельными семьями. Это
вызвало изменение всей системы изъятия государством прибавочного продукта у
основной массы производителей. По имеющимся данным, сначала в царстве Лу (в 594
г. до х.э.), потом в Чу (в 548 г. до х.э.), а затем и в других государствах
система коллективной обработки общиной части ее полей в пользу царя была
заменена зерновым налогом (обычно в одну десятую урожая) с поля каждой семьи. По
сути это и было началом регулярного налогообложения земледельцев, что повлияло
на характер общинных органов самоуправления.
Из представителей общинных органов самоуправления нам известны: старейшины
фулоо, избираемые простым народом (шужэнь) в общинах (ли), коллегия трех главных
старейшин (соньлоо) и староста, или городской голова (личжэн). Органы
самоуправления, по-видимому, активно функционировали в городах и общинных
объединениях (и). Представители общинных органов самоуправления отвечали за
выполнение трудовых повинностей, за сбор налогов, за поддержание порядка в
общине, исполнение межобщинного культа (в частности, саньлао). Они могли
созывать местное ополчение, организовывать городскую оборону, вершить суд над
людьми общины и даже приговаривать их к смерти. В ряде царств они могли
самостоятельно сноситься с внешним миром, с помощью местного ополчения могли
оказывать влияние на исход междоусобной борьбы претендентов на царский трон. В
общественно-политической жизни периода "Чуньцю" активную роль играл слой гожэнь
- "свободных людей", "полноправных граждан города-государства", обязанных
военной службой, уплатой податей и несением ряда повинностей. Иногда они
выступают на стороне правителя в его борьбе с могущественной знатью, их активное
вмешательство в дела внутренней и внешней политики царств заставляет
предположить наличие там пережитков института народного собрания. Сведения о
гожэнь в царствах Чжэн, Вэй, Цзинь, Ци, Сун, Чэнь, Лу, Цзюй могут быть
свидетельством того, что эти государства сохраняли известные черты
демократического устройства. В ряде случаев правители царств даже заключали с
гожэнь договоры о взаимной поддержке. Однако роль гожэнь в политической жизни
царств к середине I тысячелетия до х.э. повсюду сходила на нет.
В этот период появляются факты отчуждения частных усадеб и огородов, но
сколько-нибудь заметного распространения сделки с землей все еще не получают. С
углублением процесса расслоения общины развивается долговое рабство, сначала под
видом "усыновления", "залога" детей. Заложников-чжуйцзы с целью сохранить в
хозяйстве работника нередко женили на дочери хозяина. В частных хозяйствах
общинников было распространено патриархальное рабство. Для домашней работы
использовались нучаньцзы - рабы, прижитые в доме от рабынь. Рабский труд находил
применение и в земледелии. В отдельных случаях у частных лиц скапливалось
множество рабов. Так, например, по данным нарративных памятников, в 593 г. до
х.э. цзиньский полководец получил тысячу семей из числа захваченных в плен
"варваров" из племени "красных ди". Даже если это число значительно преувеличено
источником, все же оно очень велико. Столь большое число работников едва ли
могло единовременно быть использовано в частном хозяйстве. Видимо, расчет был на
их реализацию, что заставляет предполагать развитие работорговли. Однако в целом
частное рабство в этот период еще не получило заметного развития. Источниками
государственного рабства оставались захват военнопленных и порабощение по суду.
Рабов часто называли по профессиям (конюх, дровосек, носильщик, пастух, уборщик,
ремесленник) или применяли по отношению к ним общие наименования, например
"слуга", "отрок". Подневольные работники, используемые в производстве,
обозначались также собирательными терминами -ли и пу,- относившимися к лицам,
утратившим статус, гарантирующий личную свободу. Показательно, что в этот период
утверждается "классический" термин для обозначения раба - ну, ставший затем
стандартным для всех дальнейших периодов истории Китая. Характерной чертой
рабовладения восточночжоуского общества было сохранение многими категориями
рабов признаков субъекта права.
На территории "срединных царств" шел процесс формирования этнокультурной
общности хуася, в ходе которого возникает представление об исключительности и
культурном превосходстве хуася над всей остальной мировой периферией -
"варварами четырех сторон света" (сы и). Причем в этой восточночжоуской
этноцентрической модели ойкумены на первый план выдвигаются не
этноразличительные, а культурно-различительные признаки. Идея абсолютного
культурного приоритета чжунго жэнь ("людей срединных царств") становится с этого
времени важнейшим компонентом этнического самосознания древних китайцев. Однако
уже тогда она решительно оспаривалась теми древнекитайскими мыслителями, которые
осознавали ее полное несоответствие современной им действительности. Как уже
говорилось, кроме "срединных царств" на территории Китая находились и другие
крупные государства, в чем-то даже опережавшие их в общественном развитии. О
высокой культуре нехуасяских царств Чу, У и Юэ уже сравнительно давно стало
известно из материалов раскопок, и археологи получают все новые данные,
подтверждающие это. В последние годы благодаря их усилиям были открыты памятники
до этого почти неизвестного по письменным источникам восточночжоуского царства
Чжувшань, основанного племенами "белые ди" в Северном Китае (в Хэбэе),
обладавшего высокой оригинальной культурой; чжуншаньские изделия относятся к
лучшим художественным образцам бронзолигейного искусства древнего Китая середины
I тысячелетия до х.э. Однако в летописных памятниках о царстве Чжуншань
упоминается лишь вскользь, поскольку оно не выдержало натиска "срединных
царств". Известно также, что кроме Чжувшань "белыми ди" в том же регионе в эпоху
"Чуньцю" были созданы еще два царства - Фэй и Гу.
Противостояние хуасяских царств всем "варварам четырех сторон света" ярко
проявляется во взаимоотношениях царств в период "Чуньцю": взаимоуважительных -
"братских, родственных" между хуася, связанных особыми правилами ведения
междоусобных войн, - с одной стороны, и исполненных презрительного отношения
хуасяских царств к "ничтожным варварам" - с другой. Между тем с конца VII -
начала VI в. до х.э. окраинные нехуасяские царства выдвигаются на первый план
политической конъюнктуры в качестве "гегемонов" (ба), фактически диктующих свою
волю Поднебесной в период "Чуньцю". Среди них древнекитайская историческая
традиция называет по крайней мере четырех правителей "варварских" царств:
северо-западного жунского царства Цинь, уже упомянутых южных маньских царств Чу
и У и самого южного из всех, этнически неоднородного царства Юэ. Из них только
Цинь номинально признавало власть восточночжоуского вана.
На протяжении веков "срединные царства" находились в постоянных и интенсивных
контактах с этими и другими соседними иноэтническими народами и племенными
группами Восточной Азии, в ходе которых происходил сложный процесс ассимиляции и
взаимовлияний. На формирование общности хуася существенное воздействие оказало
оседание на Среднеки-айской равнине в VII-VI вв. до х.э. северных племен ди,
принадлежавших к так называемому "скифскому миру". Заимствование культурных
достижений "чужих" этносов имело немаловажное значение для
социально-политического, хозяйственно-экономического и идеологического развития
"срединных царств". С конца периода "Чуньцю" заметно расширяется территория
хуася, хотя и в пределах бассейна р. Хуанхэ и среднего течения р. Янцзы.
Становятся все более тесными взаимоотношения "срединных царств" с периферийными
царствами Цинь, Янь и Чу, которые, со своей стороны, непосредственно вовлекаются
в сферу культурного влияния хуася. Все эти процессы происходят на фоне
ожесточенных войн между царствами, приобретавших исключительно напряженный
характер в начале второй половины I тысячелетия до х.э. В междоусобную борьбу
"срединных царств" активно вмешиваются сильные в военном отношении нехуасяские
царства, и именно их участие в той или иной военной коалиции зачастую решает
исход конфликтов. "Государства с десятью тысячами боевых колесниц" ("Вань чэн
го") представлялись современникам могучей силой, определявшей судьбы
Поднебесной. Возраставшее напряжение междоусобной борьбы "срединных царств"
дополнялось столкновениями политических сил внутри их. Господствующее положение
в древнекитайских царствах периода "Чуньцю" принадлежало наследственной
аристократии, связанной обычно родством с царскими домами. Она занимала высшие
посты в государственном управлении, владела боевыми бронзовыми колесницами,
составлявшими основную ударную силу войска. В противовес ей правители стали
формировать армии из пехотных подразделений. Начиная с VI в. до х.э. повсеместно
отмечается яростная борьба знатных родов за власть в своих царствах. Стремясь
ослабить мощь этой клановой иерархической аристократии, правители царств
пытаются опереться на лично им преданных людей из незнатных семей, вводят новую
систему служебного вознаграждения - "жалованье", которое стало выплачиваться
зерном, служившим важнейшим эквивалентом стоимости. Эти нововведения в сфере
политического управления вели к изменению характера государственного устройства.
В крупных царствах постепенно устанавливается централизованная
политико-административная система управления.
В середине I тысячелетия до х.э. политическая карта древнего Китая по
сравнению с началом периода "Чуньцю" кардинальным образом меняется: от двухсот
государственных образований остается менее тридцати, среди которых выделяются
"семь сильнейших" - Цинь, Янь и Чу, относящиеся к числу "периферийных", а также
Вэй, Чжао, Хань и Ци - крупнейшие из "срединных царств". Непримиримая борьба
между ними за преобладание и господство в Поднебесной становится определяющим
фактором политической истории древнего Китая в последующий период - V-III вв. до
х.э., - вошедший в традицию под названием "Чжаньго" ("Борющихся царств"),
который завершается 221 г. до х.э.