Арабская Республика Египет, независимое государство с 1922 г.
   Египет занимает общую площадь более 1 млн. кв. км; большая часть расположена на северо-востоке Африка, а меньшая – на Синайском полуострове.В этническом отношении население современного Египта довольно однообразно. Свыше 9/10 жителей - египтяне. Среди них выделяется этническая группа коптов. Копты отличаются религией и некоторыми бытовыми особенностями, но в остальном они такие же египтяне, родной язык у них также арабский и т. д. О численности коптов в современном Египте нет точных сведений; их оценивают от 2 млн. до 3 млн. человек. Кроме египетских арабов здесь проживают арабы из Судана и с Аравийского полуострова, которых насчитывается несколько десятков тысяч человек, а также палестинцы, ливанцы и др. Нубийцы, которые обитают главным образом в долине Нила, на юге страны, особенно в районах Асуана и южнее его, составляют свыше 300 тыс. человек (около 1 % жителей страны). Беджа (кушитоязычная группа населения) достигают примерно 15 - 20 тыс. человек. Они населяют юго-восточные районы Египта вдоль побережья Красного моря. По несколько тысяч человек насчитывают галла, амхара; все они - жители городов; в оазисе Сивы имеется небольшое число берберов. В крупных городах страны, особенно расположенных в дельте Нила, есть несколько тысяч евреев, а также иностранцы: греки (до 100 тыс.), англичане, итальянцы, французы, армяне и др. (по несколько десятков тысяч человек).Господствующая религия в современном Египте - ислам, который согласно конституции является государственной религией. Наряду с этим декларируется и гарантия свободы вероисповедания приверженцам других религий.К VII в. подавляющее большинство коренного населения Египта исповедовало христианство. В 639 - 642 гг. территория Египта была захвачена арабами-мусульманами и вошла в состав Арабского халифата. С этого времени в Египте начинают распространяться ислам и арабский язык.Шариат, или основы мусульманского права, является основным источником законодательства и в современном Египте.Удельный вес мусульманского населения составляет 90 - 91,5 % жителей страны (36 - 37 млн. человек). Во всех сельских местностях население по вероисповеданию является исключительно мусульманским. Распространен ислам суннитского направления. Подавляющее большинство суннитов Египта являются сторонниками шафиитского мазхаба. Но имеются и немногочисленные приверженцы других религиозно-правовых школ; среди египетских мусульман турецкого происхождения (проживают главным образом в крупных городах дельты Нила) есть ханифиты, в г. Порт-Саиде - маликиты и небольшая группа ханбалитов, преимущественно среди мусульман-иностранцев.Часть египетских мусульман является сторонниками суфийских орденов. Пользуется влиянием учение ордена местного происхождения Бадавийя, который был основан в конце ХШ в. Танта Бадави (имеет 16 ответвлений). Нередко этот орден известен и под названием Ахмадийя (наименование этого ордена сходно с сектой северо-индийского происхождения - Ахмадийя).Христианство распространилось в Египте примерно во II в. н. э. Несколько позднее из первоначального христианства выделилось монофиситство, получившее с V в. довольно широкое распространение среди египетских христиан.Монофиситство в Египте представлено двумя церквами. Подавляющее большинство христиан относится к Коптской церкви - религиозной организации местного происхождения. При богослужении в этой церкви используется коптский язык.Коптское духовенство представляют 15 митрополитов, 28 епископов и свыше 1 тыс. священнослужителей низшего ранга. В Каире действует Коптская богословская семинария. С 536 г. Коптская церковь имеет своего патриарха, который осуществляет юрисдикцию над членами своей общины, проживающими в Египте и Судане. Эта церковь самоуправляемая, т. е. автокефальная. С 1959 г. патриархом Коптской церкви является Кириллос VI. В Каире по воскресным дням выходит коптская газета “Альт-Ватани” (“Патриарх”) на рабском языке.Кроме коптов монофиситства придерживается и небольшая община армян, насчитывавшая в начале 60-х годов около 40 тыс. человек. Все они являются прихожанами Армяно-григорианской церкви.Православные объединяются в местную Греко-православную церковь Александрии (или Александрийскую православную церковь).На территории Египта существует шесть униатских общин (0,4 % населения), в разное время отколовшихся от монофиситских и православных церквей.Западное христианство включает Римско-католическую в протестантскую церкви.Всего в стране насчитывается до 30 различных протестантских организаций - английских, американских, швейцарских, немецких и др.В крупных городах Северного Египта имеются иудаисты (евреи-сефарды).Во время ледникового периода в Европе долина Нила, вероятно была областью болот, заселённой людьми только в отдельных местах. С постепенным превращением Северной Африки в степные зоны кочевные племена, тянувшиеся к воде, попадали на плодородные земли у Нила, где они соприкасались с культурой земледелия раннего неополита. Одной из старейших исследованных земледельческих культур неополита является культура, названная по имени раскопок в Меринде на западе дельты Нила. Люди жили в овальных хижинах из тростника и глины. К материальной культуре относились изделия из камня и украшения чем-то похожим на рисунок ёлочкой. Умерших хоронили в поселении, иногда прямо под полом жилищ, в сидячем положении. Вероятно, этот вид погребения- умерший остаётся вместе с живыми- корень так характерной для Египта идеи жилого дома при сооружении гробниц. Из находок особенно интересны человеческая фигура из обожжённой глины и голова быка, которые Эберхард Отто связывает с дохристианскими и времён раннего христианства амулетами в виде головы быка, связанными с историческим культом быка. В религиозно-историческом плане интересы выразительные женские фигуры несколько более поздней культуры Бадари (Верхний Египет)- неодетые и большей частью с особым акцентом на гениталии. Они служат доисторическим свидетельством о широко распространённых на всём Востоке культовых и образных идеях Magna Mater, которые вскоре после этого вошли в образы Хатор и Изиды. Египтяне образно называли свою страну "Чёрное и Красное". Чёрная страна была плодородной, ежегодно зотопляемой Нилом областью; отложенный ил был прекрасным средством удобрения. Уже и в древние времена дожди шли редко, так что Египет по праву называют "Даром Нила". Густые болотные заросли дельты Нила были родиной растения папирус и цветка лотос, которые  повлияли на форму колони египетской архитектуры. Красная страна- это метафора для бесплодной, выжженной солнцем пустыни, чьи горы на востоке и западе видны как светлые полосы над плодородной страной. Всё, что было за пределами долины Нила, египтянин отражал одним и тем же словом "пустыня" и писал его вместе с символом также для обозначения гор, заграницы и др. Эти территориальные природные различия отражаются в мифологическом дуализме. Так, бог плодородия Озирис противостоит богу пустыни Сету. Озирис, который дал людям плоды земли и законы неба, был убит своим братом, мрачным Сетом. Но из тела мёртвого Озириса взошли новые всходы, как это показывают многочисленные изображения времён фараонов. По народному обычаю, из нильского ила делали маленькие фигурки Озириса и втыкали их в зерно в амбарах; выращивание урожая было символом пробуждения после смерти. Как бог, так и египетская земля умирает каждый год от летнего зноя, чтобы после засухи и последующего разлива Нила (вода жизни) пышная растительность снова вышла наружу. Мы, можем быть, недостаточно  осторожны с мифологическими сравнениями, но пара непохожих друг на друга братьев Сет и Озирис имеют много точек соприкосновения с Каином и Авелем. Не было ли в стране Нила поводов осознанных для разногласий между кочевыми пустынями и оседлыми земледельцами ? Возможно, к этому приводили противоречивые мысли о вере в мёртвых. "Характерный для кочевых народов могильный курган со стеллой образуют первый пример египетских могил, равно как и могила поселенца в форме дома". Регулярность смены времён года, при которой всходы и урожаем меняют друг друга беспрерывной чередой, и постоянная борьба с разливом Нила и песками пустыни, всё вело к тому, чтобы обозначить контуры духовного портрета древнего египтянина. Он почитал божественные силы, которые позволяли ему вырастить плоды и умножать скот; и он боялся зловещих сил, которые разрушали его посевы, захватывали его стада и угрожали его собственной жизни. Скоро из удивления по поводу бытия вырос и вопрос о возникновении и исчезновение вещей. Над чёрной и красной страной небо образовало свод, на котором были видны днём солнце, а ночью луна и звёзды. Не являются ли они намёком на светлую и на тёмную половину жизни ? Вера в то, что царство мёртвых находится на западе, вдвойне обоснована. Во первых заходом света (символ умирания) и ,во-вторых, расположенной на западе долины Нила пустыней, где умирает всё живое. Поэтому значительные захоронения располагались на западе долины Нила, точно так же располагались пирамиды Гизы или Абусира, как и через тысячелетия фиванский некрополь в Долине фараонов. Находки древнейших останков эпохи раннего неолита из Верхнего Египта  (место находки - Таса) позволяют узнать, что голова лежащего на левом боку тела в направлении север-юг была повёрнута на запад, там находилось Царство мёртвых. С начала Древнего царства направление, в котором была повёрнута голова умершего стало восточным, где после каждой ночи показывался непобедимый свет солнца.Древнеегипетские представления о загробной жизни и погребальные ритуалы.Есть все основания полагать, что египтяне додинастической эпохи верили, что умершие возрождаются к жизни в тех же самых телах, которыми они обладали на земле, т.е. верили в материальное воскресение, и нет никаких сомнений, что погребальные подношения, которые они оставляли в могилах и гробницах, должны были служить усопшим пищей в загробном мире на весь период приспособления последних к новым условиям.В более поздние эпохи, несмотря на сохранение традиционных подношений, наиболее образованные египтяне отказались от веры в физическое воскрешение, и в текстах как ранних, так и поздних периодов египетской истории недвусмысленно провозглашается, что физическая часть человека остается на земле, тогда как его духовная часть обретает покой в раю. В одном тексте говорится: “Душа твоя обитает на  небесах перед Ра, твой двойник получает от богов все необходимое, твое духовное тело пребывает в славе среди духов огня, а твое физическое тело осталось в подземном мире (т.е. в могиле”).Все имеющиеся на сегодняшний день исторические свидетельства показывают, что египтяне мумифицировали тела умерших, потому что верили, что в физическом теле растет и развивается духовное тело. Как явствует из древних текстов, египтяне верили, что если должным образом назначенные жрецы прочитают над телом умершего предписанные книгами молитвы и совершат, соблюдая правила, все необходимые ритуалы, оно наделяется способностью развить внутри себя духовное тело, называемое саху, которое может вознестись на небеса и обитать там вместе с богами. Саху имело форму того тела, из которого оно родилось, и было бессмертно, в нем жила душа человека.Древнеегипетские представления о составных частях человека в физическом, ментальном и духовном планах выглядят следующим образом.1. Физическое тело, называемое кхат, т.е. тело, которое подвержено разложению и может быть сохранено только при помощи мумификации.2. Ка – слово, которое по общему согласию ученых переводится как “двойник”. Ка представлял собой некую абстрактную индивидуальность или личность, обладающую внешностью и качествами человека,  которому она принадлежала, и хотя обычно Ка жил в гробнице вместе с телом, он мог по своему желанию выходить из нее. Предполагалось, что Ка нуждается в еде и питье, поэтому обычно египтяне тщательно следили за тем, чтобы в гробницах всегда оставалось вдоволь подношений, чтобы Ка тех людей, которые похоронены, не пришлось покидать гробницы, бродить по земле и поедать отбросы, запивая их грязной водой.3. Ба, или душа сердца, некоторым образом связанная с Ка, в котором или с которым, она, по представлению древних, обитала в гробнице и делила погребальные подношения, хотя во многих текстах указывается, что она жила с Ра и Осирисом на небесах.4. Аб, или сердце, было тесно связано с душой и считалось источником как животной жизни, так и добра и зла в человеке. Сохранению сердца человека придавалось огромное значение, ведь во время Суда это единственная часть тела, которая подвергается специальной проверке.5. Кхаибит, или тень, была тесно связана с ба, или душой; она, по-видимому, питалась подношениями, оставленными в гробнице того человека, которому она принадлежала.6. Кху, или душа духа, она считалась эфирным существом, т.е. по сути, той самой Душой, которая не может умереть ни при каких обстоятельствах; кху обитала в саху – или в духовном теле человека.7. Секхем, или сила, которую мы можем рассматривать как жизненную энергию человека; секхем обитала в раю среди кху и духов.8. Рен, или имя, ради сохранения которого египтяне принимали чрезвычайные меры предосторожности, ибо, согласно распространенному в те времена верованию, если человеку не удавалось сохранить имя, он переставал существовать.9. Саху, или духовное тело, которое служило обиталищем души. Оно развивалось из физического тела с помощью молитв и ритуалов, исполняемых у могилы или в каком-либо другом месте должным образом назначенными и безукоризненно знающими свое дело жрецами, было вечным и не подвергалось разложению.Жрецы читали над умершим во время процесса его мумификации Главы из Книги Мертвых, которые должны были открыть ему путь к вечности счастливой жизни, дать ему все, чего он только может пожелать в загробном мире, обеспечить ему победу над врагами, сохранить в неприкосновенности его мумифицированные останки и, наконец, позволить его душе достичь царства Осириса.Суд над умершими происходил в Зале Суда Осириса; судьей был сам Осирис, которому помогали боги, составлявшие его совет. Суд над каждым усопшим, очевидно, происходил вскоре после его смерти; те, кого суд признавал виновными, сразу же отдавались на съедение Пожирателю Мертвых и прекращали существовать; те же, за кем суд не находил никакой вины, вступали в царство Осириса, где обретали вечную жизнь и счастье.Знаменитый греческий историк Геродот Галикарнасский (484 - 425 гг. до н.э.), путешествуя по Средиземноморью и Причерноморью, собирал и записывал легенды и предания народов, населявших эти земли, их обычаи, исторические события и многое другое. Иногда он пользовался письменными источниками, иногда вел записи на основании собственных наблюдений, иногда же материалом ему служили рассказы других путешественников.Свои записи Геродот собрал в единый труд под общим названием "История в девяти книгах". Не все в истории Геродота соответствует действительности. Например, многие вымыслы и даже легенды он принимает за подлинные события. Тем не менее труд Геродота и сейчас имеет огромную научную ценность.Вторая книга "Истории" Геродота посвящена Египту. Геродот посетил Египет около 450 г. до н. э. Он проехал вверх по течению Нила через всю страну, вплоть до южной границы. В пути он расспрашивал обо всем местных жителей, выслушивал объяснения своих проводников, беседовал со жрецами. Их рассказы и легли в основу второй книги "Истории". Быки считаются посвященными Эпафу <священному быку Апису>, и поэтому их тщательно исследуют вот каким образом. Если найдут на нем хоть один черный волос, то бык считается нечистым. Исследование же это проводит нарочно назначенный для этого жрец, причем животное стоит прямо, а затем лежит на спине. Потом у быка вытягивают язык, чтобы узнать, чист ли он от особых знаков... Жрец осматривает также волосы на хвосте: правильно ли они по природе растут. Если животное окажется чистым, то жрец отмечает его, обвивая папирусом рога, и затем, намазав их печатной глиной, прикладывает свой перстень с печатью, после чего быка уводят. За принесение в жертву неотмеченного животного полагается смертная казнь.Когда египтяне собираются на праздник в Саисе, то все в ночь [после жертвоприношения] возжигают множество светильников и ставят их вокруг домов. Светильники же эти - мелкие сосуды, наполненные солью и маслом, на поверхности которых плавает светильня. Светильники горят целую ночь, и праздник этот называется праздником возжигания светильников. Даже те египтяне, кто не участвует в саисском торжестве, соблюдают этот праздник: все возжигают в ночь после жертвоприношения светильники, так что возжигание их происходит не только в Саисе, но и по всему Египту. А почему этой ночью возжигают свет и так торжественно справляют [праздник], об этом говорится в священном сказании.Во время пожара с кошками творится что-то удивительное. Египтяне не заботятся о тушении огня, а оцепляют горящее пространство и стерегут кошек, а те все же успевают проскользнуть между людей и, проскочив через них, бросаются в огонь. Это повергает египтян в великое горе. Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове.67. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах. Так же, как собак, хоронят ихневмонов (мангустов); землероек же и ястребов отвозят в город Буто, а ибисов в Гермополь. Медведей, редких в Египте, и волков, которые несколько больше лисиц, хоронят там, где найдут их мертвыми.О крокодилах нужно сказать вот что. Четыре зимних месяца крокодил ничего не ест. Хотя это четвероногое и земноводное животное, но кладет яйца в землю и высиживает их. Большую часть дня крокодил проводит на суше, а ночь - в реке. Ведь вода ночью теплее воздуха и росы. Из всех известных нам живых существ это животное из самого маленького становится самым большим. Ведь яйца крокодилов немного крупнее гусиных, и детеныш соответственно величине яйца вылупляется маленьким. Когда же он вырастает, то достигает длины в 17 локтей и даже более. У крокодила свиные глаза, большие зубы с выдающимися наружу клыками в соответствии с величиной тела. Это - единственное животное, не имеющее от природы языка. Нижняя челюсть у него неподвижна. Только крокодил придвигает верхнюю челюсть к нижней, чем и отличается от всех прочих животных. У него также острые когти и чешуйчатая твердая кожа на спине. Слепой в воде, крокодил, однако, прекрасно видит на суше. Так как он живет в воде, то пасть его внутри всегда полна пиявок. Все же другие звери и птицы избегают крокодила. Только трохил - его друг, так как оказывает ему услуги. Так, когда крокодил выйдет из воды на сушу и разинет пасть (обычно лишь только подует западный ветер), тогда эта птица проникает в его пасть и выклевывает пиявок. Крокодилу приятны эти услуги, и он не причиняет вреда трохилу.Так вот, в иных областях Египта крокодилы считаются священными, а в других - нет. И с ними даже обходятся, как с врагами. Жители Фив и области Меридова озера почитают крокодилов священными. Там содержат по одному ручному крокодилу. В уши этому крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу и, пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными и даже употребляют их в пищу...Есть еще одна священная птица под названием феникс <Бену>. Я феникса не видел живым, а только - изображения, так как он редко прилетает в Египет. В Гелиополе говорят, что только раз в 500 лет. Прилетает же феникс, только когда умирает его отец. Если его изображение верно, то вид этой птицы и величина вот какие. Его оперение частично золотистое, а отчасти красное. Видом и величиной он более всего похож на орла. О нем рассказывают вот что (мне-то этот рассказ кажется неправдоподобным). Феникс прилетает будто бы из Аравии и несет с собой умащенное смирной тело отца в храм Гелиоса <Атума или Ра>, где его и погребают. Несет же он его вот как. Сначала приготовляет из смирны большое яйцо, какое только может унести, а потом пробует его поднять. После такой пробы феникс пробивает яйцо и кладет туда тело отца. Затем опять заклеивает смирной пробитое место в яйце, куда положил тело отца. Яйцо с телом отца становится теперь таким же тяжелым, как и прежде. Тогда феникс несет яйцо [с собой] в Египет в храм Гелиоса. Вот что, по рассказам, делает эта птица.На пиршествах у людей богатых после угощения один человек обносить кругом деревянное изображение покойника, лежащего в гробу. Изображение представляет собой расписную фигуру величиной в один или два локтя с чертами покойника. Каждому сотрапезнику показывают эту фигуру со словами: "Смотри на него, пей и наслаждайся жизнью. После смерти ведь ты будешь таким!" Таковы обычаи египтян на пиршествах.
   Одной из наиболее ранних в истории является культура Древнего Египта - высокоразвитая египетская цивилизация сложилась в долине Нила в III тысячелетие до н.э. Своеобразие этой цивилизации вполне можно объяснить природными и географическими особенностями Египта. Нил в буквальном смысле создал страну: он оживил бесплодную каменистую пустыню, принеся на берега плодородный ил и превратив её в сплошной сад.
   Ежегодные разливы Нила обусловили появление городов, возникших как центры управления запрудами, которые египтяне сооружали из глины для регулирования количества воды на полях после её спада.
   Разливы Нила во многом обусловили появление календаря и развитие астрономии, необходимых для определения точного времени паводка священной реки.
   Разливы Нила обусловили и характер построек, монументальных, с наклонными стенами, рассчитанных на сопротивление волнам.
   В то же время на мироощущение египтян наложили отпечаток подступающие с обеих сторон к зеленеющим берегам реки бескрайне враждебные пустыни. Стремление побороть природу, не чувствовать себя пылинкой, наполнить всё вокруг знаками своего существования объясняет тягу египтян к возведению грандиозных сооружений: пирамиды, высеченных в скалах храмов, гигантских статуй фараонов, многометровых рельефов с надписями.
   Это же стремление противостоять силам природы привело к появлению магии, которая стала своеобразной ширмой между человеком, чувствующим на себе давление таинственных сил, и самими этими силами. Фараоны, например, помимо всем известного тронного имени имели тайное имя, и сохранение этой тайны было залогом их жизни и здоровья. Для египтян роль такой магической защиты играли сложные представления о богах, отождествляемых с животными - змеями, птицами, кошками, крокодилами, гиппопотамами, которые обитали в густых зарослях тростника-папируса, произрастающего по заболоченным берегам реки.  
   Наличие своеобразной фауны было ведущим фактором возникновения тотемизма ( веры в родство людей и тех животных, растений, явлений природы, которые служили объектом религиозного поклонения ) и его последующего превращения в культ животных. Причём у большинства народов тотемизм исчез в процессе исторического развития, в Египте же культ животных оказался необычайно живуч и сохранялся до времени римского владычества включительно.  
   Поскольку скотоводство занимало ведущее место в хозяйственной жизни египтян, уже с глубокой древности началось обожествление быка, коровы и барана. Бык под именем Апис почитался как бог плодородия. Он должен был быть непременно черного цвета со светлыми отметинами: на лбу - в виде треугольника, на спине - в виде летящего скарабея (жука - навозника ) или коршуна. Живого Аписа содержали в Апейоне - специальном помещении, умерших бальзамировали и хоронили в больших каменных саркофагах.
   Под видом коровы либо женщины с коровьими рогами и ушами почиталась Хатор, богиня неба и покровительница природы. Она считалась также богиней плодородия и дерева, поила души умерших в загробном мире живительной влагой.
   Под видом коровы почиталась также Исида - богиня-мать. Но существовала и её человекоподобное изображение. Исида считалась мудрейшей богиней, обладательницей тайных знаний и чар, всесильной ведуньей. Её культ получил особое развитие в греко-римском Египте. Образ Исиды сыграл впоследствии важнейшую роль в создании образа христианской Богоматери.
   Баран в различных местностях был воплощением различных богов: на острове Элефантина и в Эсне бараноголовый бог Хнум являлся творцом мира, близ Фаюма - земным воплощением души бога Осириса, в Фивах - бога Амона - главного божества египетского пантеона со времени Среднего царства.
   Культ быков и коров встречался главным образом в местностях Дельты, богатой пастбищами во все времена истории Египта.
   Наиболее популярными богами египетского пантеона, почитавшимися либо в образе животного, либо в образе человека с головой животного, были:
Гор - сын Исиды, бог солнца, покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола.
Сет - бог злого начала, бог чужих земель; почитался в образе человека с головой осла.
Анубис - бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. В додинастический период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой, затем - как человек с головой собаки.
Вепуат - древнее воинственное божество; его изображали в виде стоящих волка или собаки.
Баст - древнеегипетская богиня любви, радости и веселья; её изображали в виде женщины с головой кошки.
Сехмет - богиня войны и палящего солнца; её образ - женщина с головой львицы. Сехмет считалась дочерью бога солнца Ра, его защитницей и любимым оком; её культ часто смешивается с культом других богинь-львиц, особенно Тефнут. 
Тот - бог мудрости, счёта и письма, покровитель наук, летоисчисления, писец богов на суде Осириса, изображался с головой павиана или ибиса. 
Собек - божество воды и нильских разливов - с головой крокодила. Ужас, который испытывали египтяне перед крокодилом, послужил основанием для сопоставления его с богом Сетом.
Нехебкау - верный спутник Ра, сопровождающий его в солнечной ладье, страж входа в загробный мир, податель пищи, изображался с головой змеи.
Хепер - бог жизни и самовозрождения. Почитался в виде скарабея, держащего солнечный диск. 
   Все боги мужского пола были одеты в шендит - набедренную повязку; в руках держали знак жизни анх, означающий неизменный восход солнца после его захода; на голове имели либо полосатый платок клафт, который на лбу обязательно украшала священная огнедышащая кобра - урей, либо убор атеф, сделанный из тростника и увенчанный по сторонам перьями страуса.
   На богинях-женщинах - пллтно облегающие фигуру платье, в руках они держали анх, головы были украшены клафтом, короной из уреев, солнечным диском в зависимости от функций богини.
   В Египте, как во всякой древней земледельческой стране, было распространено обожествление сил природы.
   Среди древнеегипетских мифов основное место занимали сказания о сотворении мира и людей. Египетские сказания о сотворении мира, несмотря на свою непохожесть, ибо создавались в разных местностях, почти всегда содержали сказания о сотворении солнца. Причём по одному преданию солнце - золотой телёнок, рождается от небесной коровы, по другому - из гусиного яйца, "яйца великого Гоготуна", по третьему - выходит из лотоса либо, возникнув из мрака и хаоса, садится на священный камень Бен-Бен. Верховное солнечное божество Ра почитался в виде человека с солнечным диском на голове и изображался в священной ладье. Всегда сказания о солнце - это сказание о его борьбе с различными врагами - мраком и водной стихией либо предания о солнечном оке - его любимой дочери.
   Из всех солярных сказаний самым распространённым являлся миф о сражении солнечного бога Ра с великим змеем преисподней Апопом.  
   Каждый вечер, пройдя дневной путь, ладья Ра подплывала к западным горам, где, по представлениям египтян, находился вход в подземный мир. Ра торжественно переходил с дневной ладьи на ночную и начинал плаванье по подземному Нилу. Преисподняя, узкая и длинная долина, была разделена двенадцатью вратами на двенадцать частей, каждую из которых охраняли огнедышащие змеи. Ра проплывал каждую часть подземного мира в определённый час ночи, и по мере его продвижения души мёртвых, выходя из своих гробниц, приветствовали солнце:  
Слава тебе, Ра !..
Почитают тебя обитатели Дуата, 
Поклоняются тебе обитатели преисподней.

Восхваляют они тебя, грядущего в мире.

Западные в ликовании,

Когда ты приносишь свет туда богу великому

Осирису, владыке вечности.

   В полночь происходила встреча и еженощная битва Ра с его смертельным врагом, гигантским змеем Апопом. Желая погубить Ра, Апоп выпивал воду подземного Нила. Но с помощью всех богов Ра поражал чудовище копьями и ножами и заставлял изрыгнуть всю проглоченную воду. После победы над Апопом плавание солнечной ладьи продолжалось уже беспрепятственно при общем ликовании.

 

Великая змея на челе твоём Силён Ра,
Поражает злотворящего дракона Слабы враги!
И разрубает позвоночник его, Жив Ра,
Раздирает его пламя,

Мертвы враги!

И огонь пожирает его. Напоён Ра,
Побеждает его Исида, Жаждут враги!
И ранит его Нефтида, Благ Ра,
Поражает Тот его мечом Мерзки враги!
И низвергает его... Есть Ра,
И ликуют они, когда он повержен.

Нет тебя, Апоп!

   В конце подземного путешествия ладья Ра проходила через отверстие в восточных горах и снова появлялась на небе.
   В другую группу солярных сказаний входили легенды о дочери солнца, его возлюбленном глазе. Её изображали то змеёй, то львицей. Сохранились два сказания "О возвращении Хатор-Тефнут из Нубии" и "Сказание об истреблении людей".
   Коротко содержание легенды сводится к следующему: однажды дочь бога Ра Тефнут, любимое его око, покинула Египет вследствие какой-то ссоры с отцом. "Грозной львицей бродит она в гневе по земле ..." Но Ра, тоскуя о дочери, посылает за нею бога воздуха Шу и бога мудрости Тота. Гнев Тефнут укрощался премудростью и чарами Тота, богиня соглашалась вернуться, и начиналось торжественное шествие, сопровождаемое радостными плясками, музыкой, подношением вина и пива:   

Её величество возвращалась из земли Бугем,

Чтобы увидеть Нил египетский вместе со всеми

Чудесами Земли возлюбленной ... 

Приносятся ей жертвы из всяких прекрасных вещей, быки и гуси.

Играют ей боги на систрах, и пляшут для неё богини.

Ударяют женщины в бубны для неё.

Возливали ей вино и приносили масло, и венок златой

Был свит вокруг её головы.

О, как прекрасно твоё лицо, когда ты возвращаешься и ты радостна!

   В египетских календарях о празднике Тефнут говорится, что "это день виноградной лозы и полноты Нила", т.е. время расцвета природы Египта и радостного оживления всей страны. 
   В мифе об уходе и возвращении Тефнут отразились представления, связанные со сменой времени года; обновление природы объяснялись возвращением из южных краёв духа растительности.
   С этой легендой перекликалась другая - об Осирисе и Исиде. Осирис, старший сын бога земли Геба и богини неба Нут, царствовал в Египте и научил людей земледелию, садоводству и виноделию. Он считался богом производительных сил природы, и зелёный цвет его кожи указывал на это. Его священная ладья и корона атеф были сделаны из стеблей папируса. Осирис изображался сидящим с жезлом и плетью в руках - атрибутами фараона, символизирующими власть над живыми и мёртвыми.
   Когда начинали дуть жаркие ветры из пустыни и природа увядала, жители Египта считали, что коварный бог пустыни, бог чужих земель Сет убил своего брата Осириса и безраздельно господствует в мире.
   Согласно легенде, Сет расчленил тело Осириса на четырнадцать кусков и разбросал по всему Египту. Исида собрала их и чудесным образом зачала от мёртвого Осириса. По представлениям египтян, слёзы Исиды, оплакивающей своего мужа Осириса, вызывали разливы Нила. Родившийся сын Гор, которого Исида вырастила в зарослях папируса, оживил отца, отдав ему один глаз, и убил Сета. Воскресение Осириса связывалось с началом восхода. Оживший Осирис отказался оставаться на земле и стал править в царстве мёртвых, сделавшись справедливым судьёй.   
   В облике Осириса появились черты бога, поборовшего смерть и показавшего возможность воскрешения, а изображение суда в царстве мёртвых оказало впоследствии решающее влияние на иконографию христианского Страшного суда.
   Умерший вступал в Чертог Двух Истин, где заседал загробный суд во главе с Осирисом, который был представлен со своей свитой - сыновьями Гора. Считалось, что Гор поставил их вокруг трона Осириса для охраны.
    Вступив в Чертог Двух Истин, умерший приветствовал "великого бога", а затем произносил свою исповедь, где перечислял длинный ряд грехов, которых он не совершал. Произнося исповедь, умерший ждал, когда боги Гор и Анубис взвесят на весах его сердце, которое уравновешивалось статуэткой богини правды. Если статуэтка перевешивала сердце, умершего пожирало чудовище. Это было самым страшным наказанием, поскольку уничтожалось не только тело, но и душа, и даже тень. Если же сердце и правда весили одинаково, покойный признавался оправданным и отправлялся в цветущие поля рая, где воды было в изобилии и злаки вырастали выше человеческого роста. Это было место в восточной части неба, куда стремился добраться умерший.
   О пропитании и о материальном обеспечении умершего в загробном мире должны были позаботится родственники, поскольку, по представлениям египтян, он продолжал жить как бы погружённый в глубокий сон, но по-прежнему нуждаясь в пище и домашней утвари.
   Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привела в конце концов к возникновению культа умерших, красной нитью прошедшего через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из идеи Вечной жизни.
   Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации - особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис, защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса.
   Египтяне верили, что человек наделён несколькими душами, среди которых "ка" является его двойником или жизненной силой. "Ка" обладало плотью, способностью потреблять пищу и являлось вместилищем для улетающей и возвращающейся души. "Ба" воспринималось как проявление сущности умершего, как нечто существующее только после смерти человека. "Ах" расценивалось как дух, привидение, "шу" - тень, "рен" - имя, "иб" - сердце. Тело умершего после ритуала мумификации также рассматривалось как воплощение души и называлось "сах" в значении "священные останки".
   Убеждение египтян, будто "ка" и "ба" имеют своим жилищем гробницу, обусловило то первостепенное положение, которое она занимала в жизни египтян на протяжении всей истории Древнего Египта. Гробницы видоизменялись в зависимости от времени. Их эволюция связана с тремя основными периодами, на которые принято делить историю культурного развития Египта:
  1. Искусство Древнего царства ( XXVIII - XXIII  вв. до н.э. ) - период строительства пирамид.
  2. Искусство Среднего царства ( XXI - XVIII вв. до н.э. ) - период строительства многоколонных заупокойных храмов и полускальных гробниц.
  3. Искусство Нового царства ( 1580 - 1085 гг. до н.э. ) - время отделения гробницы от заупокойного храма.
Hosted by uCoz