Индийская философия - так же как и китайская,
с древнейших времён развивалась непрерывно, без крутых поворотов, подобных
тем, какие пережила часто менявшая направление своего развития западная
философия. Её древнейшие, и сегодня считающиеся святые документы содержатся
в ведах ( до 1500 до Р.Х.). Почти вся литература по индийской философии
написана на языке знатоков искусства и ученых - на санскрите. Поскольку
большая часть изменений в индийской философии была связана с
комментированием основных, признанных авторитетными текстов, старые
философские исследователи полагали, что индийскую философию следует
определить как предысторию философии, в то время как в действительности её
развитие шло параллельно с развитием западной философии, хотя и в других
формах. Подобно европейской философии до 18 в., индийская философия также
занималась преимущественно религиозными проблемами, однако она уделяла
больше внимания размышлениям над познанием трансцендентного. Поскольку
индийцы верят в вечность циклически возобновляющегося мирового процесса, они
не создали собственно философии истории. Эстетика и учение об обществе и
государстве являются у них особыми, отдельно стоящими науки. В своём
историческом развитии индийская философия распадается на три периода:1)
ведийский период ( 1500 - 500 до Р.Х. ) , 2)классический
или брахмано-буддийский ( 500 до Р.Х. - 1000 после Р.Х.), и
3) период послеклассический, или индуистский (
с 1000 ). |
1. Ведийский период.
Мировоззрение ригведы и других вед, а также брахманизма ( тексты о
жертвоприношениях, с 1000 до Р.Х. ) представляет собой крайний плюрализм:
боги, люди, животные, растения, элементы, времена года, страны света, жертвы
приношения, качества, части тела, духовные способности и т.д. - все являются
наделёнными жизнью субстанциями, которые связаны друг с другом, взаимно
проникают друг в друга и могут превращаться одна в другую, что достигается
посредством магических действий. Число этих возможностей уменьшается,
поскольку мы всё больше и больше обнаруживаем их генетическое отношение друг
к другу: каждый огонь есть проявление Бога огня, каждый глаз - проявление
Бога солнца и т.д. ( примитивный платонизм ). Мир и его явления
рассматриваются как совершенствование первичной сущности ( пуруши ). В
философских трактатах упанишад ( тайное учение, с 800 до Р.Х. ) учение о
всеобщем единстве находит свою действительную для всего позднейшего времени
форму во взгляде, что в основе космоса лежит вечно сущее - Брахман, из
которого развилось всё существующее и которое тождественно вечному
внутреннему ядру индивида, Атману. Там же развивается теория о переселении
душ, о сказывающемся впоследствии действий хороших и дурных поступков -
карме, которая обусловливает новое существование живого существа, как и
страстное желание вырваться из кругооборота повторяющихся рождений - сансары
- благодаря аскетизму и приобретению высшего познания - решающего фактора
всей последующей истории духа. |
2. Классический период. В
течение этого периода проявляется интерес к этическим проблемам. Агностики,
материалисты и фаталисты выступают против брахманов и реформистов. Наряду с
брахманизмом выступают теперь вероучения буддизма и джайнизма, которые
отрицают авторите вед и превосходство наследственной касты священников. В
результате возникают системы, которые наносят им поражение, основываясь на
материалах священных текстов. Внутри брахманизма 6 "драшан" ( способов
воззрения ), которые все считаются равноправной формой толкования истины:
а) Миманса ( "разъяснение" ведийского текста о
жертвопринашениях ) имеет дело с объяснением ритуала, но по своим методам
может быть отнесена к атеистическим плюралистским системам;
б) Веданта ( завершение Вед ) в "Брахма-сутре",
базирующейся на упанишадах и "Бхагвад-гите", учит об возникновении мира из
Брахмы; отдельные души через познание или любовь к богу - бхакти - достигают
спасения, достигают единения с Богом, не сливаясь с ним. Находясь под
влиянием идеализма позднебуддийской философии, Шанкара ( ок. 800 ) даёт
текстам новое толкование, которое расценивает прежние учение о реальном
превращение Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в
действительности всё многообразие есть иллюзия ( майя ), отдельные души
идентичны неизменной Брахме; в) Санкхья (
"разумное взвешивание", или "перечисление" ) проповедует атеистический
плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода
душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение;
г) Йога ( напряжение, тренировка ) есть
практика созерцания; её теоретической основой служит санкхья, однако ею
признаётся и личный Бог; д) Ньяя ( правило,
логика ) - учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм. В
одну систему с йогой слилась. е) Вайшешика,
которая стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во
внешем и внутреннем мире. Вайшешика развивала учение о катигорих и
атомистику; будучи теистической, она видела освобождение человека в
отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления. |
3. Индуистский период. ( с
1000 ). Буддизм в Индии угасает, джайнизм теряет своё значение. Веданта и
ньяя-вайшешика ещё продолжают развиваться; характерно прежде всего
возникновение реалистических вишнуистской и шиваистской систем, которые в
схоластической форме пытались доказать, что Брахман браханистских сутр и
есть Бог Вишну, или Шива. Над этими учениями отчасти господствовали тантризм
и шактизм. С 1000 под влиянием ислама возник ряд монотеистических вероучений
( кабирпантхи, сикхи ), 19в. под влиянием западноевропейской мысли - такие
учения, которые представляют собой модернизированные теизм, или пантеизм (
Брахма - самай, Арья - самай, учения Тагора, Ганди, Ауробиндо Гхоша ).
Современная индийская философия (С. Радхаркришнан ) прилагала усилия, чтобы
соединить индийское и западное понятие блага. На индийской философии
основывается вызванная к жизни Еленой Блаватской теософия ( теософское
общество было основано в 1875, местопребывание - Адьяр, около Мадраса ) и
отходящие от неё направления ( антропософия и др. ) |