Индийская философия - так же как и китайская, с древнейших времён развивалась непрерывно, без крутых поворотов, подобных тем, какие пережила часто менявшая направление своего развития западная философия. Её древнейшие, и сегодня считающиеся святые документы содержатся в ведах ( до 1500 до Р.Х.). Почти вся литература по индийской философии написана на языке знатоков искусства и ученых - на санскрите. Поскольку большая часть изменений в индийской философии была связана с комментированием основных, признанных авторитетными текстов, старые философские исследователи полагали, что индийскую философию следует определить как предысторию философии, в то время как в действительности её развитие шло параллельно с развитием западной философии, хотя и в других формах. Подобно европейской философии до 18 в., индийская философия также занималась преимущественно религиозными проблемами, однако она уделяла больше внимания размышлениям над познанием трансцендентного. Поскольку индийцы верят в вечность циклически возобновляющегося мирового процесса, они не создали собственно философии истории. Эстетика и учение об обществе и государстве являются у них особыми, отдельно стоящими науки. В своём историческом развитии индийская философия распадается на три периода:1) ведийский период ( 1500 - 500 до Р.Х. ) , 2)классический или брахмано-буддийский ( 500 до Р.Х. - 1000 после Р.Х.), и 3) период послеклассический, или индуистский ( с 1000 ).
   1. Ведийский период. Мировоззрение ригведы и других вед, а также брахманизма ( тексты о жертвоприношениях, с 1000 до Р.Х. ) представляет собой крайний плюрализм: боги, люди, животные, растения, элементы, времена года, страны света, жертвы приношения, качества, части тела, духовные способности и т.д. - все являются наделёнными жизнью субстанциями, которые связаны друг с другом, взаимно проникают друг в друга и могут превращаться одна в другую, что достигается посредством магических действий. Число этих возможностей уменьшается, поскольку мы всё больше и больше обнаруживаем их генетическое отношение друг к другу: каждый огонь есть проявление Бога огня, каждый глаз - проявление Бога солнца и т.д. ( примитивный платонизм ). Мир и его явления рассматриваются как совершенствование первичной сущности ( пуруши ). В философских трактатах упанишад ( тайное учение, с 800 до Р.Х. ) учение о всеобщем единстве находит свою действительную для всего позднейшего времени форму во взгляде, что в основе космоса лежит вечно сущее - Брахман, из которого развилось всё существующее и которое тождественно вечному внутреннему ядру индивида, Атману. Там же развивается теория о переселении душ, о сказывающемся впоследствии действий хороших и дурных поступков - карме, которая обусловливает новое существование живого существа, как и страстное желание вырваться из кругооборота повторяющихся рождений - сансары - благодаря аскетизму и приобретению высшего  познания - решающего фактора всей последующей истории духа.
   2. Классический период. В течение этого периода проявляется интерес к этическим проблемам. Агностики, материалисты и фаталисты выступают против брахманов и реформистов. Наряду с брахманизмом выступают теперь вероучения буддизма и джайнизма, которые отрицают авторите вед и превосходство наследственной касты священников. В результате возникают системы, которые наносят им поражение, основываясь на материалах священных текстов. Внутри брахманизма 6 "драшан" ( способов воззрения ), которые все считаются равноправной формой толкования истины: а) Миманса ( "разъяснение" ведийского текста о жертвопринашениях ) имеет дело с объяснением ритуала, но по своим методам может быть отнесена к атеистическим плюралистским системам; б) Веданта ( завершение Вед ) в "Брахма-сутре", базирующейся на упанишадах и "Бхагвад-гите", учит об возникновении мира из Брахмы; отдельные души через познание или любовь к богу - бхакти - достигают спасения, достигают единения с Богом, не сливаясь с ним. Находясь под влиянием идеализма позднебуддийской философии, Шанкара ( ок. 800 ) даёт текстам новое толкование, которое расценивает прежние учение о реальном превращение Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в действительности всё многообразие есть иллюзия ( майя ), отдельные души идентичны неизменной Брахме; в) Санкхья ( "разумное взвешивание", или "перечисление" ) проповедует атеистический плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение; г) Йога ( напряжение, тренировка ) есть практика созерцания; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признаётся и личный Бог; д) Ньяя ( правило, логика ) - учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм. В одну систему с йогой слилась. е) Вайшешика, которая стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешем и внутреннем мире. Вайшешика развивала учение о катигорих и атомистику; будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления.
   3. Индуистский период. ( с 1000 ). Буддизм в Индии угасает, джайнизм теряет своё значение. Веданта и ньяя-вайшешика ещё продолжают развиваться; характерно прежде всего возникновение реалистических вишнуистской и шиваистской систем, которые в схоластической форме пытались доказать, что Брахман браханистских сутр и есть Бог Вишну, или Шива. Над этими учениями отчасти господствовали тантризм и шактизм. С 1000 под влиянием ислама возник ряд монотеистических вероучений ( кабирпантхи, сикхи ), 19в. под влиянием западноевропейской мысли - такие учения, которые представляют собой модернизированные теизм, или пантеизм ( Брахма - самай, Арья - самай, учения Тагора, Ганди, Ауробиндо Гхоша ). Современная индийская философия (С. Радхаркришнан ) прилагала усилия, чтобы соединить индийское и западное понятие блага. На индийской философии основывается вызванная к жизни Еленой Блаватской теософия ( теософское общество было основано в 1875, местопребывание - Адьяр, около Мадраса ) и отходящие от неё направления ( антропософия и др. )   
Hosted by uCoz