Индуистская мифология - комплекс мифологических представлений, образов и сюжетов различного происхождения, объединённых в религиозной системе индуизма, сменившей к концу 1 тыс. до н.э. в Индии древнюю религию ведийского брахманизма. Оттеснённая в предшествующую  эпоху с господствующих позиций реформаторскими движениями буддизма и джайнизма, брахманистская религия возрождается в новых исторических условиях в форме индуизма, вбирая в себя и ассимилируя многие народные верования и культы, ранее остававшиеся за пределами ортодоксальной ритуально-мифологической системы. 
   Ранний этап становления Индуистской мифологии отражён в эпосах "Махабхарата" и "Рамаяна" (т.н. "эпическая мифология"), развитая Индуистская мифология - в пуранах, религиозно-космогонических поэмах нач. 1 - сер. 2-го тыс. н.э., а также в санскритской классической литературе и средневековых литературах на новоиндийских языках. 
   Уже в поздневедийской литературе образы богов, занимавших главенствующее положение в пантеоне древних ариев, отступают на второй план. В роли верховного божества в поздневедийский период всё чаще выступает Праджапати, бог-творец и бог-отец; к началу эпического периода его сменяет Брахма, в известной мере, как полагают, под влиянием философской поэзии упанишад (7-6 вв. до н.э.), где Брахма выступает как персонификация высшего объективного начала - брахмана.  
   В эпосе отождествление Брахмы с брахманом не играет главной роли в его характеристике; образ Брахмы связывается прежде всего с космогоническим мифом, различные версии которого отражают как чрезвычайно архаические представления, так и относительно поздние философские спекуляции. Одной из наиболее распространённых остаётся восходящая к ведам версия происхождения мира из космического яйца, порождённого силой тепла в первозданных водах. В нём рождается демиург Брахма, который творит вселенную из материалов этого яйца. В эпосе вселенная постоянно обозначается как трилока ("три мира") - небо, земля и подземный мир. Позднее представление о строении вселенной - "яйца Бразмы" (брахманда) - значительно усложняется. Сотворив вселенную, Брахма утверждает землю среди вод и звёзды на небе, определяет течение времени, создаёт смерть для спасения земли от перенаселения и т.д. Богам, своим потомкам, он отдаёт во владение отдельные сферы мироздания, учреждает основные социальные и политические институты, устанавливает на земле дхарму - священный закон, религиозные обряды и обычаи, сословное деление общества и права и обязанности четырёх варн (сословий), институт брака и т.д. Особенно  подчёркивается в эпосе роль Брахмы в утверждении царской власти на небесах (где он ставит Индру царём над богами) и на земле. Но и Брахма, первоначально выступающий как "самосущий" (сваямбху), в последствии утрачивает своё превосходство и вневременную позицию. В эпосе во главе пантеона наряду с Брахмой становятся Вишну и Шива. Боги же, занимавшие главные места в ведийском пантеоне, переходят на следующую (ниже) ступень иерархии, где составляют группу локапалов, хранителей мира, каждый их которых владеет одной из стран света [Индра, Агни (позднее его место занимает Кубера), Варуна, Яма]. Сохраняется древняя функция Индры - громовержца и подателя дождя, и в ещё большей мере его военная функция: он предводительствует богами в небесных битвах, он же -покровитель сословий кшатриев (воинской аристократии) на земле. Ведийский Варуна превращается во второстепенное божество вод. Напротив большее значение приобретает Яма, который становится божеством смерти. Яма - властитель "предков" (питаров), т.е. теней усопших. Позднее развивается представление о расположенных глубоко под землёй бесчисленных адах (нарака), которыми владеет Яма. Новое божество в пантеоне - Кубера, бог богатства и повелитель якшей, стерегущих сокровища. Кубера традиционно рассматривается как человек, возведённый в ранг божества. Позднее в группу локапалов включаются еще четыре божества: Агни, Сурья, Сома и Ваю. Не входят в группу локапалов, но остаются в пантеоне такие ведийские божества как Ашвины, Сарасвати, Тваштар, более известный в эпосе под именем Вишвакарман.      
   Общее число богов и границы, отделяющие их от других мифологических классов, в эпической мифологии так же неопределённы и зыбки, как и в ведийской. Сохраняется традиционное их число - 33 и деление на группы: адитьи (12), васу (8), рудры (11) и Ашвины (2), но в действительности число богов, включённых в систему Индуистской мифологии (на подчинённом положении), гораздо больше. Низшую ступень в иерархии пантеона занимают лесные и домашние духи, боги - покровители городов, гор, рек, деревень, домов и т.п. Боги послеведийского пантеона более антропоморфны. Они прекрасны, не касаются земли ногами, не отбрасывают тени и т.д. Они мудры, как и демоны, способны к оборотничеству.
   В Индуистской мифологии богам противостоят демоны - асуры, которые разделяются на дайтьев и данавов. В связи и борьбой богов и асуров излагается миф о пахтанье океана. Боги и асуры совместно пахтают океан, чтобы добыть из него амриту, напиток бессмертия (заменяющий ведийскую сому в Индуистской мифологии). Они используют мифическую гору Мандару как мутовку, установиви её на спине гигантской черепахи, опустившейся на дно океана, и обмотав, как верёвкой, космическим змеем Шешей (Васуки). Из океана кроме амриты появляются различные сокровища, в т.ч. Лакшми - богиня красоты и счастья; райское дерево Париджата, солнечный конь Уччайхшравас и др. Как побочный продукт пахтанья возникает страшный яд калакута (или халахала), грозящий уничтожить вселенную. Ради её спасения яд выпивает Шива. С помощью Вишну боги обманом отнимают у асуров амриту.
   В эпической мифологии заметно увеличивается число классов демонов: асуры, ракшасы и пишачи, упоминающиеся ещё в ведах, противопоставляются трём классам положительных существ (соответственной богам, людям и питарам), но появляется множество новых мелких разновидностей (преты, праматхи, мандехи, кабандхи и т.д.). Расширяется мир низшей мифологии. Из вед переходят в эпос образы гандхарвов и апсар, которые антропоморфизируются. Наряду с якшами, изображавшимися в виде прекрасных юношей и дев, в свиту Куберы включаются гухьяки, полукони-полуптицы, и человекоподобные нары; гандзарвов в роли небесных музыкантов дублируют киннары, имеющие облик людей с конскими головами, сиддхи - ангелоподобные обитатели небесной сферы. Позднее появляются видьядхарф, духи горных лесов, сходные с эльфами европейского фольклора. Важную роль в Индуистской мифологии играют наги, полудемонические существа змеиной природы. В мифологии эпоса наги-змеи связаны происхождением со своими антиподами - птицами супарнами. Гаруда, вождь солнечных птиц супарнов, особенно тесно ассоциируется в эпосе с мифологией Вишну. 
   В мифологии животных в индуизме, как и в ведийский период, важную роль продолжает играть корова. Появляется образ волшебной коровы Сирабхи, исполняющей все желания своего владельца. Широкое распространение получает культ обезьяны; особым почитанием среди народа пользуется образ Ханумана, мудрого обезьяньего вождя, который в сказании о Раме помогает герою освободить похищенную ракшасами супругу. Многие животные включаются в культ главных божеств пантеона как их зооморфные атрибуты. Появляется в Индуистской мифологии образ "ваханы" - животного (иногда растения) - "носителя" определённого божества. Так, "ваханой" Брахмы считается гусь, Вишну изображается сидящим на орле Гаруде,"вахана" Шивы - белый бык Нанди, жены его Деви (Дурги) - лев, и т.д.
   В мифологии растений важную роль играет ашваттха (священная смоковница), в почитании которой развивается восходящая к ведам концепцая мирового дерева; ньягродха (баньян), ашока (ей молятся женщины о родах), лотос, туласи (цветок связан с культом Вишну).
   В индуистской космографии (в пуранах) земля описывается как полоски диска, в центре которого возвышается мифическая гора Меру. Вокруг неё, отделённые океанами, расположены четыре материка (двипа). Вокруг вершины Меру обращаются солнце, луна и звёзды.
   Согласно представлению о вселенной как о "яйце Брахмы", над землёй поднимаются ярусами шесть небес, чем выше, тем прекрасней; выше всех - "мир Брахмы" (брахмалока). На небесах обитают боги, святые мудрецы и другие существа полубожественной природы. Ниже земли расположены семь ярусов подземного мира (патала), где обитают наги и другие мифические существа. Ещё ниже - семь зон адов - нарака. Под адами обитает дракон Шеша. "Яйцо Брахмы" окружено скорлупой, отделяющей его от пространства, где расположено бесчисленное множество таких же миров. Это уже сравнительно поздние представления, появляющиеся в развитом индуизме, признающем множественность миров, без конца исчезающих и возникающих снова.
   Один из ведущих мотивов индуистской мифологии, восходящей ещё к поздневедийской литературе, - магическая сила, даруемая аскетизмом. Тапас - умерщвление плоти - позволяет добиться исполнения любых желаний, соединяет в себе разрушительную и творческую силу, и подвижник обретает сверхъестественную способность плодотворения. Характерной чертой индуистской мифологии является сочетание в едином комплексе аскетического и эротического начала. Во многих эпических и пуранических сказаниях Индра, страшась за свою власть, подсылает подвижнику прекрасную аспару соблазнить его. Но и поддавшись соблазну, аскет не утрачивает окончательно плодов своего подвижничества. 
   Другой характерный мотив древний сказаний - проклятие отшельника, которое служит причиной несчастий или гибели многих эпических героев. Иногда проклятие превращает провинившегося на некоторый срок в животное или чудовище; иногда умилостивленные аскеты смягчают проклятие или определяют условия, при которых оно может быть снято; но отменить его не в состоянии даже они.
   Превосходство мудрецов-аскетов над богами, которых они подавляют свои могуществом, отчётливо выражено в эпосе; оно находит отражение в мифической генеалогии, излагаемой в космогонических частях эпоса и в пуранах. Согласно этой генеалогии, в начале творения прародитель Брахма порождает шесть "сыновей духа", от происходит впоследствии все живые существа во вселенной. Это великие мудрецы-подвижники, образы их восходят большей частью к легендарным провидцам ведийских гимнов. В других версиях космогонического мифа число сыновей Брахмы (все они получают эпитет Праджапати) увеличивается до 10 ил 17, и все они появляются чудесным образом из различных частей его тела.
   Согласно одной из наиболее распространённых версий мифа, старший сын Брахмы - Маричи порождает Кашьяпу, тоже великого мудреца и подвижника. Сыновья Атри, второго сына Брахмы, считаются Сома, бог луны, и Дхарма, бог справедливости. Третий сын Брахмы - Ангирас - отец великого мудреца Брихаспати, а также, согласно некоторым версиям, Агни, бога огня. Брихаспати в индуистской мифологии - наставник и верховный жрец богов, персонификация планеты Юпитер; он ведёт постоянную борьбу со своим соперником Шукрой, наставником асуров, персонифицирующим планету Венера. От четвёртого сына Брахмы - Пуластьи происходят Кубера и повелитель ракшасов Равана, от других сыновей Брахмы - различные мифические существа и животные. Седьмой сын - Дакша, появившийся из большого пальца на правой ноге Брахмы, порождает 50 дочерей, из которых 13 он выдаёт за Кашьяпу, 27 за Сому и 10 - за Дхарму. Согласно другим версиям, все сыновья Брахмы также получают в жёны дочерей Дакши. Старшие дочери Дакши - Дити, Дану, Адити - порождают от Кашьяпы соответственно демонов дайтьев и данавов и богов адитьев, от других жён Кашьяпы происходят различные классы мифических существ: гандхарвы, супарны, наги и т.д.
   Число богов группы адитьев увеличивается до 12; она приобретает отчётливо выраженные солярный  характер; 12 адитьев олицетворяют солнце в каждый из 12 месяцев года. Особо выделяются из членов группы Вивасвата, представляющий собственно божество солнца. Детьми Вивасвата считаются Яма, Ашвины, а также Ману, прародитель человечества, герой мифа о потопе. Непосредственно к Ману возводит своё происхождение легендарная Солнечная династия царей, к которым принадлежит герой древнего эпоса Рама. С другой стороны, сын Сомы Будха (персонификация планеты Меркурий) и Ила (Ида), дочь Ману, считаются родителями Пурураваса, родоначальник Лунной династии, к которой относятся Бхарата (давший имя стране) и его потомки, герои "Махабхараты". 
   Легендарные цари, герои происходят от богов, сражаются на их стороне против демонов, иногда борются с самими богами. Рама побеждает вместе с братом Лакшманой многих ракшасов, он убивает Равану, которого не могли одолеть ни боги, ни демоны. В центре сюжета эпоса "Махабхараты" - конфликт между двумя великими героями - Карной, сыном бога Сурьи, и Арджуной, сыном Индры; в истории подвигов Арджуны отразился также мотив богоборчества (единоборство Арджуны с Шивой).
   В космогонии получает развитие идея о цикличности вселенной, её периодическом разрушении и воссоздании. Существование и небытие вселенной определяются как "день" и "ночь" Брахмы; мир гибнет, когда Брахма засыпает, и с пробуждением его воссоздаётся снова. В разных текстах продолжительность "дня Брахмы" определяется различно. 
   По истечении "дня Брахмы" космический огонь, таящийся в глубинах океана в облике "кобыльей пасти" (Вадавамукха), вырывается наружу и пожирает миры; наступает период пралая, растворения вселенной в небытии.
   В сложившейся индуистской мифологии Брахма переходит на подчинённое положение по отношению к Вишну и Шиве. Он сохраняет место  в верховной триаде богов, представляя в ней функцию творения, но в поздней индуистской литературе Брахма - вторичный демиург, творящий мир по поручению Вишну или Шивы.
   В эпосе и пуранах параллельно сосуществуют два главных мифологических цикла - вишнуитский и шиваитский. В вишнуитскую мифологию были включены некоторые из ранее самостоятельных местных верований и культов посредством сложившегося в индуизме учения об аватарах Вишну. Из этих 10 канонических аватар наиболее значительной является аватара Кришны, в образе которого слились элементы мифологических представлений и верований различного происхождения. Почитание Вишну в образе Кришны - кришнаизм - наиболее мощное ответвление вишнуитской мифологии и культа в религиозной системе индуизма.
   В развитом индуизме именно Вишну (или Кришна) отождествляется с мировой душой, вытесняя Брахму с главенствующей позиции в религиозно-мифологической иерархии. Позднее складывается концепция майи Вишну. Майя понимается при этом как присущая Вишну энергия, материализованная в первозданных водах, из которых возникает мир; вселенная рассматривается как иллюзорное проявление майи, всепорождающей божественной субстанции. 
   В индуистской иконографии каноническим становится изображение Вишну, возлежащего на змее Шеше посреди космического океана; из пупа Вишну вырастает лотос, на котором сидит демиург Брахма. Пока Вишну спит, майя бездействует и иллюзия вселенной растворяется в небытии. 
   В мифологию Вишну включается образ богини Лакшми, которая рассматривается как супруга Вишну и как персонификация золотого лотоса, вырастающего из космического тела Вишну и отождествляемого со вселенной.
   Мифология Шивы наиболее насыщена пережитками и элементами доарийсого происхождения. Обособленная позиция Шивы-Рудры по отношению к богам арийского пантеона выражена в мифе о жертвопринашениях Дакши, который в новой версии переходит из вед в индуистскую литературу. В индуистском пантеоне Шива сохраняет свой отчуждённый характер. Он обитает на севере, вдали от населённых мест, на горе Кайласа в Гималаях, где прибывает как божественный подвижник, погружённый в медитацию, отрешённый от мира. В образе Шивы, "совершенного йогина", получает наиболее яркое воплощение мотив могущества аскетизма, и в нём же запечатлено характерное для индуистской мифологии единство аскетического и эротического начала. Не менее свойственны образу Шивы черты, восходящие к культу плодородия - линга становится главным объектом почитания этого бога в индуизме.
   В индуистской триаде Шива представляет функцию разрушения, но в шиваитской мифологической системе эта функция неразрывно связана с творческим аспектом; в мире непрерывных изменений разрушение неизбежно предшествует творению и его обусловливает. Космогоническая функция воплощена в образе Шивы - царя плясунов. Этот образ, возрождающий первобытные представления о магической роли танца, символизирует проявление творческой и разрушительной вселенской энергии бога и очень популярен в индуистской иконографии.
   В мифологии иконографии Шива выступает как в милостивом, так и в грозном аспектах. В последнем его мрачных характер подчёркивается зловещей свитой полудемонических причудливых существ - ганов.
   В сложившейся религиозно-мифологической системе шиваизма образ Шивы неразрывно связан с образом его жены Деви, почитаемой под многими именами. Шива и Деви символизируют в этой в этой системе антагонистические и одновременно сотрудничающие силы; соответственно в шиваитской иконографии лингам Шивы постоянно сочетается с символом женской творческой энергии - йони. Изначальная чета рассматривается как отец и мать вселенной. Складывается концепция шакти, действенной энергии бога, воплощающаяся в богине, его супруге. Эта концепция распространяется на все божественные пары индуистского пантеона, но отчётливое выражение получает именно в образах Шивы и Деви.
   Шактизм - почитание творческой энергии Шивы, воплощённой в образе Деви, становится наиболее значительным ответвлением в средневековом шиваизме. В мифологии шактизма возрождаются чрезвычайно архаические представления, восходящие к первобытным культам богини-матери. В образе деви ещё ярче выступает характерное для шиваитской мифологии сочетание противоположенных аспектов - творческого и разрушительного. Благостная ипостась богини - милосердная Парвати, дочь гор. В грозной своей ипостаси она носит имена Кали, Дурга, Чандикан, Деви и др. и изображается в поздней иконографии как кровожадная и свирепая воительница верхом на льве, истребляющая мечом своих врагов. 
   С мифологией Кали-Дурги в средние века ассоциируются архаические культы некоторых местных богинь - Шиталы - богини оспы, бенгальской Манасы, богини-змеи, и др., но полностью они с ней не отождествляются. 
   Благостная ипостась жены Шивы Парвати ассоциируется с образом её сестры, богини Ганги, персонофикации священной реки индуизма, и играет важную роль в знаменитом мифе о нисхождении Ганги с небес на землю. С мифологией Шивы тесно связан также образ его сына Сканды, нового бога в индуистском пантеоне, сохраняющего, однако, архаические черты, восходящие, возможно, к протоиндийской мифологии. Относительно поздно включается в пантеон другой сын Шивы, слоноголовый Ганеша, предводитель его полудемонической свиты, бог мудрости, покровитель наук и искусства, весьма популярный в средние века.
   Примирение существующих параллельно внутри индуизма двух главных течений - вишнуизма и шиваизма - выражено в поздней концепции тримурти, единого бога в трёх ипостасях. Другая попытка компромисса - средневековый культ Харихары, божества, объединившего в себе черты Вишну (Хари) и Шивы (Хары). 
   Параллельно с индуистской мифологией северной Индии развивается богатая и своеобразная мифология дравидского юга, оказавшая на индуизм значительное влияние. Ряд дравидский божеств включается в индуистский пантеон, отождествляясь с его центральными образами (тамильская богиня войны Коттравей - с Дургой, бог войны Муруган - со Скандой).
   Индуистская мифология оказала большое влияние на религиозно-мифологические системы буддизма и джайнизма в самой Индии, её образы и сюжеты вошли в литературу и искусство стран Юго-Восточной Азии и других, испытавших влияние индуистской культуры; на протяжении столетий и до наших дней они питают многоязычные литературы и искусство Индии.
Hosted by uCoz